Делай сам
сила V правде
Строительство Системы дома Ремонт Мебель Полезные советы Своими руками Видео открытки

Домовая резьба по дереву

Технология и примеры домовой резьбы.
Статья о домовой резьбе и о том, как профессионально и качественно сделать внутреннее и внешнее оформление зданий.
Ознакомиться с секретами этого увлекательного ремесла нам поможет  мастер своего дела, имеющий большой опыт работы по оформлению зданий различными видами резьбы -
Барабаш Юрий Григорьевич.
 
  +7 983 430 9295 
Yrij9@yandex.ru
мастер резьбы по дереву
Домовая резьба - прекрасное украшение дома внутри и снаружи.
Постичь это ремесло может каждый любитель красоты природы.
 
В России издревле основное строительство домов выполнялось из древесины. Естественным украшением для таких зданий являлись изделия из дерева. Домовая резьба выполнялась различными техниками, но самой (примерно 150 лет назад), распространенной стала прорезная (сквозная, пропильная) резьба в силу простоты ее изготовления, эффекта воздушности за счет игры света и тени сопряженных и накладных деталей и длительного срока службы.

Домовую резьбу стали выполнять не только серьезные мастера резки по дереву, но и даже те, кто никогда не работал с деревом и совершенно не умел рисовать и придумывать различные узоры.

В таких случаях большую помощь оказало создание трафаретов с орнаментами (узорами) домовой резьбы, которые стало возможным передавать всем желающим своими руками сделать украшение дома.

В основе узоров домовой резьбы лежит вышивка и плетение кружев. Именно отсюда пропильная резьба имеет еще одно довольно распространенное название – ажурная резьба. А также (рисунок 1) такие названия как:
- подзоры - ажурные прорезные доски, свисающие с карнизов;

- фризы - накладные, украшенные резьбой доски на фронтонах или стенах домов под карнизом;

- причелины - фронтонные и угловые ажурные доски, прикрывающие торцы слег кровли и углов дома;

- полотенца - свисающие у конька крыши или у нижнего конца причелин скатов крыш небольшие отрезки досок с прорезной резьбой.

Оформление каждого вида элемента, показанного на схематичном изображении, в реальности может выглядеть очень многообразно и выразительно с различной загруженностью деталей дома, которая зависит от назначения здания и поставленных целей художественного выражения.

На фото 1 представлено реальное воплощение желания сделать внешнее оформление здания домовой резьбой. А на фото 1а изображен вид дома с домовой резьбой в зимнее время - сказка, да и только!
Несмотря на кажущуюся простоту выполнения домовой резьбы, для качественного выполнения отдельных деталей и готовых изделий необходимы знания некоторых технологий, которые облегчат выполнение работ для начинающих и позволят изготовить детали более качественно и с меньшей потерей времени на учебу и самостоятельное набивание шишек в процессе приобретения опыта.

Для выполнения домовой резьбы необходима предварительная сушка пиломатериала. Как правильно просушить доски или заготовки (обрезки досок) можете прочесть, пройдя по выделенной ссылке.

Но, так как количество материала для домовой резьбы потребуется немного, то идеальным местом для сушки досок может стать чердак под крышей дома или любой хозяйственной постройки.

Главное - укрыть пиломатериал от прямого воздействия влаги и солнечных лучей. Ввиду того, что детали прорезной резьбы относительно небольшие, сушка материала может длиться всего в течение одного-трех месяцев. Доски заготавливаются маленькими партиями и складываются в отдельные стеллажи, из которых в той же последовательности отбирается материал, необходимый для работы.

Тщательная подборка пиломатериала для домовой резьбы не нужна. Достаточно, чтобы доски были без видимой гнили, синевы (только при прозрачной отделке) и многочисленных повреждений короедами. Наличие сучков выполнению прорезной резьбы особых затруднений не представляет,  потому что различные по величине размеры деталей позволяют с малыми отходами пиломатериала накладывать трафареты в местах отсутствия сучков. Подбор материала следует делать с учетом планируемого вида отделки готового изделия (прозрачная или укрывная) и места крепления домовой резьбы.
При планировании прозрачной отделки деталей домовой резьбы лаками или олифой подборку исходного материала следует делать более тщательно – количество и размеры сучков должны быть как можно меньшими, а текстура древесины более выразительной.

При выполнении
непрозрачной отделки - покрытие деталей прорезной резьбы различными видами красок, единственным ограничением качества доски является наличие смолистых сучков, которые можно вырезать или заделывать чепиками и деревянными вставками с лицевой стороны заготовки.

От
места крепления элементов домовой резьбы зависит интенсивность внешних атмосферных воздействий на них:

- ветровые нагрузки (детали внешнего декора, расположенные на открытых участках дома или двора);

- прямое попадание влаги в виде дождя и снега (детали экстерьера дома, размещаемые на фронтонах, обрамлениях крыши, открытых площадках);

- влияние солнечного света (изделия, размещаемые на открытых площадках, беседках  или на южной, не затененной стороне дома);

- возможные ударные нагрузки (фрагменты ограждения крыльца и различных площадок, на которых возможно случайное физическое воздействие на отдельные элементы декоративного оформления домовой резьбы).

С учетом выше изложенного для изготовления изделий прорезной резьбы подбирается вид древесины с учетом пород деревьев в регионе проживания, толщина доски, вид узора и выполняется соответствующее качество отделки деталей.

Кроме того, необходимо учитывать расстояние, с которого готовые изделия или отдельные элементы домовой резьбы будут восприниматься (рассматриваться). В этом случае пиломатериал подбирается по следующему принципу: чем меньше расстояние от деталей декора до глаз наблюдателя, тем выразительнее должен быть рисунок текстуры дерева и качественнее исходный материал.

Качественный пиломатериал для домовой резьбы - доски и бруски без гнили, червоточин и выпадающих или портящих вид сучков. А если Вы выполняете домовую резьбу на заказ и в большом количестве, то Вам нужно к заготовкам пиломатериала относиться очень серьезно.

В качестве примера ответственного отношения к заготовке материала на фото 2 отображен процесс изготовления детали домовой резьбы на сухой доске шириной около 400мм с  полным отсутствием сучков.
Для домовой резьбы может использоваться древесина таких деревьев как:
- осина и липа, которые хорошо обрабатываются и стойки к сколам. Кроме того, осина является идеальным материалом для деталей под покраску - непрозрачную отделку, так как она не боится влаги;


- клен и дуб. Стойкие к сколам и вмятинам виды древесины, но более твердые и сложные в ручной обработке деталей. Подходят для прорезной резьбы с помощью электролобзика и дрели, но слишком дороги;

- ель и сосна. Менее стойкие к сколам, при сушке подвержены растрескиванию, ручная резка требует навыков и аккуратности;

- лиственница. Очень подвержена сколам, отслаиванию, имеет достаточно большой удельный вес, очень твердая и трудная в ручной обработке, но долговечная,  красивая и выразительная своей текстурой;

- отдельно в этом ряду стоит кедр (фото 3). Наиболее удобный древесный материал для выполнения домовой резьбы за счет косослойности древесины, которая возникает из-за большого наличия сучков и ветрового закручивания ствола (это тот случай, когда минус дает плюс).
За счет наклона волокон относительно линии сердцевины кедровые заготовки сложно колются, что является положительной характеристикой при применении кедровых досок для домовой резьбы.

Кроме того, древесина кедра имеет относительно небольшой удельный вес (очень важная характеристика для переносных и навесных деталей), достаточно красивую (хотя и не очень ярко выраженную) текстуру, стойкая к атмосферным воздействиям и долговечная, легко поддается сушке, почти не растрескивается и не коробится.

Отдельное примечание: выбирайте тот пиломатериал, который можно свободно и недорого приобрести в Вашем регионе, особенно если детали домовой резьбы планируются под последующую покраску. Например груша является прекрасным материалом для прорезной резьбы под прозрачную отделку, но груша в Сибири не растет - ее с успехом заменяет кедр.
Домовая резьба может выполняться различными инструментами - чем сложнее резьба, тем большее количество инструментов потребуется, но качественную прорезную резьбу и с большой производительностью можно сделать имея лишь ножовку (пилу), рубанок, лобзик, дрель (с набором перок и сверел) и (для эксклюзивного декора) фрезу.

Желательно, чтобы это были электро инструменты, тогда работа будет быстрой, а изделия качественными. На фото 4 отображен достаточный набор инструментов для выполнения прорезной резьбы любой сложности.

Стационарный многофункциональный станок нужен в том случае, когда изготовление домовой резьбы не только хобби, но и возможность заработка. То есть, работа поставлена на поток с постоянным наличием заказов на изготовление домовой резьбы.

Если у Вас еще нет стационарного многофункционального станка, то приобретать его не советую, лучше использовать отдельные электро инструменты по следующим причинам:

- общая стоимость набора инструментов не превышает стоимости одного стационарного станка, но выполняемых операций может быть намного больше. Приобретать ручные инструменты можно постепенно, по мере необходимости и по возможности;
 
- мобильные инструменты (при необходимости) переносятся к месту расположения пиломатериала для выполнения определенной операции, а не наоборот;

- ручные электро инструменты занимают мало места и не требуют специального помещения (выделенной площади помещения);
- неисправность одного из инструментов не приводит к прекращению работы.
Для лучшего понимания и представления технологии внутренней и внешней отделки зданий различного назначения с применением домовой резьбы будут использованы фото, любезно предоставленные Юрием, а также фотографии, сделанные мной,  различные пояснительные рисунки, орнаменты и эскизы.

Для начала, необходимо знать, что принцип внешнего оформления зданий и их внутренних помещений деталями домовой резьбы несколько отличаются и имеют свои особенности, на которые нужно обращать внимание.

Обусловлено это, прежде всего, различной степенью влияния на древесину внешней среды, а также различными факторами восприятия человеком декоративного оформления окружающих его предметов и условиями взаимодействия с этими предметами. Кроме того, учитывается относительная, а иногда и фактическая хрупкость отдельных деталей домовой резьбы - чем мельче детали, тем сложнее их исполнение, чем крупнее вырезы и больше их количество, тем меньше их прочность.

Посмотреть или скачать по прямой ссылке с сайта примеры орнаментов домовой резьбы Вы можете на
следующей странице.

Сначала рассмотрим условия
внутренней отделки помещений деталями домовой резьбы.
Как правило, внутренняя отделка с использованием различных видов резьбы по дереву применяется в общественных помещениях, типа кафе, баров, которые стремятся подчеркнуть старину и связь оформления с исконными народными традициями (мода на которую периодически возобновляется), привлечь внимание видимой экологичностью помещений (также периодически модно) и естественной красотой текстуры дерева, заменить которую не сможет ни один современный отделочный материал. 

В указанных помещениях важную роль играет присутствие дерева не только в отделке помещений, но и в мебели. Мебель, в этом случае, изготавливается очень прочной, с качественной защитной отделкой, так как она испытывает ежедневную серьезную нагрузку.


Отделка внутреннего нижнего уровня интерьера тоже должна достойно выполнить те же функции - выдерживать нагрузку от постоянного взаимодействия с человеком.
Поэтому, на нижнем уровне, в пределах среднего роста человека, все детали домовой резьбы делаются более крупными и прочными (фото 5) с надежной лаковой или покрасочной отделкой, которая обеспечивает защиту древесины от быстрого загрязнения и износа.
Детали резьбы на стенах, обналичках окон и дверей делаются не только крупными, но и хорошо подогнанными, заоваленными и хорошо ошкуренными, чтобы за них нельзя было зацепиться деталями одежды и они не были помехой. Для внутренней отделки помещений характерно применение различных видов резьбы, сочетание которых воспринимается в закрытом помещении как единое целое.

Отделка верхней части (выше уровня глаз стоящего человека) помещения и потолков позволяет использовать ажурные узоры домовой резьбы довольно мелкого размера, что практически не ограничивает возможности претворить в жизнь полет любой фантазии (фото 6).

Качество изготовления деталей резьбы должно оставаться на прежнем высоком уровне, но тщательность обработки деталей требуется меньшая, так как детали не только непосредственно не соприкасаются с человеком, но и меньше загрязняются. Но, на каком бы уровне ни находились детали домой резьбы, качество их изготовления должно быть всегда на порядок выше, чем при наружной отделке.
Крепление деталей должно быть аккуратным и малозаметным с применением мелких гвоздей из цветных металлов, деревянных чопиков и даже клея, потому что все детали в пределах помещения находятся на относительно близком расстоянии от глаз зрителя.

На первом и втором фото наглядно представлен такой вид внутренней отделки кафе - ажурная розетка домовой резьбы, связанная ажурными жгутами с верхним орнаментом стен и окон,  образует шатер и в полной мере выполняет, предназначенную ей роль украшения всего помещения - создания уюта и привлечения внимания посетителей.

Для тех кто захочет изготовить розетку на фото 7 предложен один из ее вариантов. Но фотографии достаточно ясно видны составные детали розетки и можно догадаться о порядке ее изготовления и сборки без дополнительного описания.
Наружная отделка зданий деталями домовой резьбы воспринимается при другом освещении, под другими углами зрения, на большем, чем внутренняя отделка, расстоянии. Все это предъявляет несколько другие требования к размерам узоров и отдельных деталей домовой резьбы, их качеству обработки и способам крепления.

На рисунке 2 схематично отображен принцип восприятия декоративного оформления дома наблюдателем с различными возможностями изменения места обзора;

- фигура с номером 1 имеет ограничение отхода, что позволяет рассматривать дом только с ограниченного расстояния. При этом, в зависимости от высоты здания, он будет рассматривать различные уровни дома под углами с большой разницей (фото 8);

- фигура с номером 2 не имеет ограничений и может рассматривать элементы домовой резьбы под небольшими углами зрения, но с дальнего расстояния;

- фигура 3 имеет ограничение подхода и может рассматривать оформление дома с обычного расстояния (с прилегающей дороги, со двора).

Кроме того, дом может рассматриваться наблюдателями, которые находятся не в одном уровне с нулевой отметкой здания, а ниже (под откосом) или выше (на бугре).
При составлении эскиза оформления дома возможности обзора дома и восприятия элементов домовой резьбы с учетом перспективы должны обязательно учитываться, если Вы хотите сделать профессиональное оформление здания. Но можно на это не обращать внимания и сделать отделку дома без учета расстояния и угла обзора - все повторяющиеся детали домовой резьбы  изготовить одного размера не зависимо от высоты и места размещения на фасаде здания.

Чтобы не ошибаться и сделать все профессионально, перед началом работы над трафаретами (именно их размеры будут важны) понаблюдайте за оформлением домов подобно Вашему и примените результаты на практике.
На фото 9 резные детали домовой резьбы конька крыши, а также верхний угол фронтона оформлены более крупными деталями с учетом высоты здания и нормально воспринимаются как снизу вблизи дома, так и с большого расстояния.

При более профессиональном подходе к внешнему оформлению дома перед началом изготовления деталей домовой резьбы необходимо составить эскиз с обозначением главного композиционного центра.
Именно эта точка должна обращать на себя внимание в общем оформлении фасада. Это может быть фронтон здания, окна или центральный вход (фото 10).

При оформлении фасада необходимо сохранять чувство меры - лишняя ажурность может только навредить общему восприятию отделки (фото 11). Очень важно, при этом, соблюдать соразмерность деталей.

Разные масштабы орнамента способствуют выделению отдельных элементов здания, ее правильное применение может превратить вид фасада в произведение искусства, а неправильное - загубить все расходы и труды.

При открытии фотографии 5 бросьте общий взляд на все здание и Вы точно определите точку, которая является центральной в оформлении. Не буду заострять Ваше внимание на этой точке, думаю каждый определит ее самостоятельно и безошибочно. Подобный пример поможет Вам при создании эскиза собственного оформления фасада дома.

Дополнительно нужно отметить важность соблюдения интервалов между отдельными точками с орнаментом домовой резьбы и сохранение стиля оформления. Правильное распределение резных деталей на плоскости поможет избежать их скученности и ненужного нагромождения, а соблюдение единого стиля на всех частях и элементах здания создаст целостное восприятие всего ансамбля.
Если оформление интерьера помещения разделяется на верхний и нижний уровни отделки условно на уровне стоящего человека, то наружная отделка несет в себе элементы  домовой резьбы начиная от уровня глаз человека, сидящего на стуле. Как правило, ажурные детали домовой резьбы ниже этого условного уровня, к сожалению, не применяются, кроме угловых причелин.

Размеры повторяющихся элементов деталей должны быть одинаковыми примерно до уровня двойного роста человека. Далее, в зависимости от высоты здания и углов обзора должны применяться более крупные узоры для более естественного восприятия и, в то же время,  позволяющие делать менее качественную отделку деталей.

Прочность крепления деталей домовой резьбы при наружной отделке дома должна быть более высокой, чем при внутреннем оформлении, а качество крепления важно соблюдать на расстоянии по вертикали от нижнего уровня крепления деталей до условной линии глаз стоящего человека, плюс полтора метра вверх.

При наружной отделке фасадов зданий крепление с лицевой стороны деталей домовой резьбы, желательно, делать только гвоздиками или саморезами (шурупами) изготовленными из цветного металла.

Железными гвоздиками и саморезами крепления нужно выполнять с внутренней стороны, а с лицевой стороны только в тех местах крепления нижних слоев накладных деталей, которые будут плотно прижаты верхними деталями и не пропустят влагу к точкам крепления. В противном случае, потеки ржавчины уже в скором времени серьезно подпортят вид внешнего оформления.

При оформлении здания, как внутри, так и снаружи, в зависимости от наличия инструментов и способностей мастера, детали домовой резьбы могут сочетаться с другими видами резьбы по дереву, естественно дополняющими друг друга (фото 12).
Важным элементом внутренней и внешней отделки дома узорами домовой резьбы, является общее цветовое решение. Цветом могут выделяться как задний фон, на котором устанавливается домовая резьба, так и отдельные детали, накладные элементы или слои (фото 13). При этом, увеличивается эффект игры света и тени не только всего оформления в целом, но и отдельных деталей домовой резьбы.

Кроме придания эффектного вида, покраска деталей домовой резьбы позволяет менее тщательно подбирать пиломатериал, а также использовать доски с сучками, что дает существенную экономию материала.

При этом, сучки на деталях полностью высверливаются, а отверстия закрываются деревянными вставками соответствующего диаметра с менее тщательной подборкой текстуры дерева, чем при прозрачной отделке. Удаление сучков на всех видимых участках деталей  резьбы является обязательным условием, так как смола и усыхание сучка станут местом начала разрушения красочного слоя, потому что древесная смола не имеет сцепления ни с одним видом краски.

Сегодня домовая резьба все больше применяется для декоративного оформления различных домов отдыха, кафе, баров и бань. При этом больше внимания уделяется отделке деталями резьбы по дереву внутренних помещений (фото 5).

Таким оформлением владельцы пытаются подчеркнуть близость и единение с природой. К сожалению, внешнее оформление современных зданий ажурной резьбой получает все меньшее распространение, которое наводит на мысль о вымирании такой техники.
Но есть на Руси энтузиасты и мастера своего дела, которые своим талантом и трудом доказывают обратное. Юрий Барабаш – один из таких мастеров, который превратил кирпичное здание с самыми современными технологиями строительства и оборудования в произведение искусства, органично связанное с природой.
Фотографии видов зданий комплекса не требуют дополнительных пояснений о возможности соединения в единое целое металла, камня и дерева. Дерево отделки стен, домовая резьба с правильно подобранным цветом покраски превращают обычные здания в королевские дворцы современной России.
 
 
Обратная связь:   curbala@yandex.ru
Яндекс.Метрика