Делай сам
сила V правде
Строительство Системы дома Ремонт Мебель Полезные советы Своими руками Видео открытки

Гараж своими руками

Статья о постройке гаража поможет сэкономить не только время, но и деньги.
Принято считать, что гараж – самое простое строение, которое построить своими руками может любой владелец автомобиля. Тем более, что гараж своими руками строят, как правило, после приобретения автомобиля и "крутизна" здания гаража зависит от размера кошелька или того, что в нем осталось.  В результате, к строительству гаража относятся по принципу - и так сойдет.

Лишь по окончании строительства гаража, столкнувшись с различными проблемами при хранении и обслуживании своего автомобиля, понимают, что своими руками сотворили нечто, похожее на гараж.

Хочу подтвердить, что гараж своими руками действительно может построить любой начинающий строитель и владелец автомобиля. Но, построить хороший гараж для своего автомобиля может только тот, кто знает или хочет узнать о минимальных требованиях, доступных строительных материалах для возведения стен, вариантах устройства пола, ворот и отоплении гаража (фото 1).

Имея достаточную информацию можно правильно определиться с типом гаража для своего автомобиля в соответствии со своими требованиями и возможностями. Яркий пример, как не надо строить гараж - совершенно одинаковые боксы в общем ряду гаражей для совершенно разных автомобилей.

Значение слов "своими руками" может иметь условный смысл. Гараж Вам могут построить наемные рабочие, бригада строителей или подрядная организация. Важно, чтобы Вы представляли каким должен быть гараж для Вашего автомобиля и со знанием дела вели контроль за процессом строительства гаража.

Гараж – это конюшня для железного коня и второй дом для его владельца. Поэтому, при строительстве гаража своими руками, необходимо учитывать объективные требования по сохранности, обслуживанию и возможному ремонту автомашины, а также субъективные привычки и желания ее владельца.

Чтобы гараж устраивал его владельца, он должен:
- не быть дорогим при строительстве и содержании;
- иметь размеры в соответствии с габаритами конкретной автомашины и целями;
- не стать виновником преждевременного старения автомобиля;
- обеспечить защиту от злоумышленников.

Я сознательно ставлю вопрос о физической сохранности автомобиля в гараже на крайнее место общего списка, потому что, как показывает практика, стопроцентно уберечь автомобиль от угона практически невозможно. Автомобили чаще угоняют не из гаражей. На частном участке гараж всегда делается с окнами и отдельной входной дверью, при которых вопрос защиты от угона автомобиля теряет смысл, а кражи машин случаются крайне редко.

Гараж не должен быть дорогим, и уж тем более, дороже автомобиля, а помещение гаража не должно выглядеть лучше квартиры. Важнее, чтобы гараж соответствовал требованиям и возможностям владельца машины (рисунок 1). Бессмысленное вложение денег при обустройстве и внутренней отделке гаража потребует еще и пожизненных серьезных расходов на его содержание. Гараж - это всего лишь крыша для неодушевленного предмета, хотя этот предмет и является мечтой всей жизни для индивидуумов.
Внутренние размеры помещения гаража должны быть не менее минимально потребных для Вашего автомобиля с учетом назначения гаража. Что это значит и как это делается?

Это значит, что размеры любого гаража должны обеспечить въезд, стоянку и выезд автомобиля без угрозы повреждения корпуса или нанесения ущерба его внешнему виду. При расчете минимальной ширины ворот гаража при въезде и выезде можно учитывать наличие опции складывания зеркал.

Примечание.
Как правило, минимальные размеры гаража используются вынужденно и временно. Но, даже на короткий срок нежелательно дополнять простой выезд из гаража лишним действием по складыванию зеркал, так как однажды можно выехать из гаража без зеркал. Во всех случаях, при расчете свободных зон между стенами гаража и корпусом автомобиля обязательно учитываются и габариты владельца автомобиля.
Если гараж предназначен только для хранения автомобиля без обслуживания, то его размеры (рисунок 2) рассчитываются следующим образом: автомобиль устанавливается на площадку, открывается передняя дверь со стороны водителя и делается проекция наружного контура автомобиля в виде правильного прямоугольника.

При расчете минимальных размеров гаража следует учесть, какие операции по обслуживанию автомобиля в период использования гаража могут выполняться. Например, поднятие капота, снятие аккумулятора, открытие двери багажника. К проекции автомобиля нужно прибавить указанные на рисунке 1 или рассчитанные самостоятельно (с учетом примечания) минимальные зазоры, которые обеспечат свободу необходимых передвижений внутри гаража.
Высота гаража рассчитывается одинаково для любых гаражей вне зависимости от назначения гаража, за исключением гаража с подъемником. При определении минимальной высоты потолка гаража нужно поднять капот и багажник. К наивысшей точке (рисунок 3) следует прибавить зазор в 100 миллиметров и сравнить его со своим ростом, увеличенным на 50 сантиметров.

Опорным значением должна стать большая из двух величин, но не менее 220 сантиметров. Указанная минимальная высота гаража должна обеспечить встраивание удобных дверных (оконных) блоков и ворот. Увеличение высоты более необходимых значений должно быть оправданным, так как потребует дополнительных расходов на отопление.

Пол временного и постоянного гаража должен быть сделан с незначительным уклоном (рисунок 2) в сторону ворот. Уклон может быть явно не виден и машина не катится на нейтральной скорости без стояночного тормоза, но достаточно одному человеку приложить небольшое усилие и автомобиль должен сдвинуться с места и выкатиться за пределы гаража.


Такое устройство пола необходимо для аварийного выкатывания автомобиля. Достаточным будет уклон в 0,25%, т.е. на 4 метра длины пола гаража перепад будет составлять всего 1 сантиметр, что визуально будет почти не заметно, но физика свое дело сделает. Уклон можно увеличить по желанию на любую величину для преодоления выступающего порога ворот гаража, который может понадобиться для уплотнения и утепления ворот в проеме. Крайне нежелательно настилать пол в гараже с обратным уклоном!

Примечание.
Высота потолка гаража и высота ворот гаража должны рассчитываться с учетом возможного приобретения нового автомобиля. Тип автомобиля каждый ваделец может безошибочно предугадать на основании своего характера и мечты. В основе всех замеров должны лежать данные габаритов большего из двух автомобилей - настоящего и будущего.
Если гараж предназначен для хранения и обслуживания автомобиля, то такой гараж желательно строить в капитальном исполнении (рисунок 4) по размерам, которые обеспечат:
– условия для ремонта и обслуживания автомобиля или его узлов;
- возможность отдыха с друзьями для владельца гаража;
- хранение инструментов и запчастей;
- (при необходимости) наличие сухой смотровой ямы и хранилища зимних заготовок;
- свободное место для установки верстака или рабочего стола,
- качественное освещение,
- активную и пассивную (естественную) вентиляцию помещения и подпольного пространства при деревянном настиле пола;
- возможность быстрого и безопасного нагрева помещения в зимнее время.

Примечание.
Нежелательно планировать установку верстака у стены гаража перед радиатором автомобиля. Наиболее удобно и безопасно для автомобиля рабочие зоны и зону отдыха в гараже устраивать со стороны двери водителя.

Внутренние размеры гаража - самый ответственный пункт в списке плана строительства, ведь гараж строится не на один год и даже не на один десяток лет. От правильного расчета внутренних размеров гаража будет зависеть удобство работы в его помещении при обслуживании автомобиля или работе за верстаком при наличии автомобиля в гараже. Минимальные свободные зазоры обеспечат свободу передвижения в гараже без угрозы случайного нанесения вреда окраске кузова.

Если Вы любите сами делать ремонт, что-либо мастерить в гараже или отдыхать с друзьями, то к указанным размерам помещения гаража необходимо прибавить планируемые размеры верстака, рабочего или фуршетного стола.

Естественно, указанные размеры можно уменьшить в ущерб необходимой свободе передвижения в помещении. Но, подобные сокращения размеров могут быть применены только в случаях острого дифицита места на имеющемся или выделенном участке, но никак не целью экономии средств на строительство гаража. Это не тот случай экономии средств.
Сохранность кузова автомобиля зависит от выбора строительного материала для возведения стен, устройства пола и перекрытия, влажности воздуха и частоты резкого изменения температуры внутри гаража.

Если у Вас есть возможность выбора, то строить гараж нужно из материала с меньшей
теплопроводностью. При таком стройматериале меньше образуется иней в помещении гаража в зимнее время и влага в переходный или теплый период года.

Нежелательно делать элементы перекрытия гаража из металла. В зимнее время на металлических деталях внутри гаража будет скапливаться конденсат и превращаться в иней. При нагревании гаража зимой или при весенней оттепели иней превратится в воду с ржавчиной и будет капать на автомобиль. Какой вред будет нанесен кузову автомобиля будет зависеть от величины отложений инея и частоты "испытаний окрасочного слоя на прочность".

Примечание.
Не следует выбирать строительный материал по его горючим или негорючим свойствам, так как для владельца более важен целый автомобиль, а не сгоревшая тачка в целом гараже.

Пожары в гаражах происходят не из-за типа строительного материала, а из-за нарушения техники безопасности при хранении в гараже ГСМ или содержания автомобиля в "хорошем" состоянии.

Кузов автомобиля, особенно внутренние полости его деталей, "не любит" большого перепада температур и наличия повышенной влажности. В отапливаемом гараже в зимнее время после каждой поездки и постановки машины в гараж происходит конденсация влаги, содержащейся в воздухе, которую Вы можете заметить по запотевшим стеклам.

Но, важнее знать, что теплый воздух проникает в закрытые внутренние полости деталей кузова, влага превращается в капли воды и оседает на дне порогов, нижних частей дверей и других закрытых полостей кузова. При этом, вода из закрытых полостей долго не испаряется, потому что холодный воздух находится у самого пола, не позволяя днищу кузова прогреваться.

При длительном пользовании теплым гаражом кузов автомобиля начинает ржаветь изнутри. В этом случае, время сохранности деталей кузова в отапливаемом гараже зависит от качества антикоррозионного покрытия внутренних полостей и частоты пользования автомобилем.

Отапливаемый гараж – не самое лучшее средство хранения транспорта. Вредно для кузова автомобиля и дорого для владельца гаража.

Наилучшим, в смысле длительного сохранения кузова в не поврежденном ржавчиной состоянии, является хорошо утепленный, но не обогреваемый (холодный, иногда его называют гаражом с комбинированным отоплением) гараж с минимумом открытых металлических элементов конструкции. В таком гараже отсутствуют резкие перепады температуры воздуха и условия образования конденсата в закрытых  полостях деталей кузова автомобиля.
О видах строительных материалов для возведения стен и настила пола поговорим далее, а пока начнем с фундамента и возможности уже на этом этапе сделать гараж сухим.

Проектная мощность фундамента гаража зависит от материала, из которого будут возводиться стены здания и наличия второго этажа. Какова практика? Гараж строят из материала, который наименее дорог и наиболее доступен в определенном районе или на определенной работе (как говорил кот Матроскин: у дяди этого гуталина…).

Фундамент предназначен для защиты коробки гаража от деформации и разрушения, отсечения почвенной влаги от стен и внутренней площади. Но, фундамент гаража - это не фундамент дома и отношение к нему должно быть соответствующее. Важнее будет правильная планировка места расположения гаража. Устройство столбчатого или мало заглубленного ленточного фундамента с хорошей отмосткой обеспечат минимальную влажность в помещении гаража даже на влажных участках.

При возведении стен гаража из бетона или шлакобетона (заливные стены) высота фундамента может быть минимальной, примерно 30-40 сантиметров, с обязательным армированием, бутованием камнем, гидроизоляцией от стен и обязательной дренажной подушкой под подошвой фундамента не менее 200мм. Малая высота фундамента и вообще само присутствие фундамента, в этом случае, нужно лишь для того, чтобы отбить влагу грунта от стен гаража. Фундамент вместе со стенами гаража составляют единое целое и необходимость в усиленном основании отпадает.

При возведении стен гаража из бруса, шпал, круглого леса, готовых щитов, сэндвич панелей, шлакоблоков или пенобетона высоту фундамента можно увеличить до 50 сантиметров с обязательной дренажной подушкой под подошвой фундамента не менее 200мм.

На скальном грунте и возвышенном месте гараж из бруса, шпал, щитов, каркасный или металлический гараж можно устанавливать вообще без бетоннного фундамента. Нижний слой обвязки под такие коробки гаражей достаточно сделать из шпал или хорошо пропитанных отработанным автомобильным маслом брусьев из лиственницы.

Дренажную подушку можно отсыпать из крупного песка в смеси с мелким гравием или щебнем. Важно, чтобы дренажный грунт под отмосткой вокруг фундамента соприкасался с уровнем подушки. Такое устройство фундамента, дренажного грунта и подушки обеспечат стабильное положение гаража круглый год.

Наиболее мощный фундамент потребуется при возведении стен гаража из кирпича, при этом обязателен учет состава и прочности грунта. Это дорогое удовольствие еще потребует дополнительно технического расчета прочности и размеров фундамента.


Как вариант, при возведении стен гаража из бетона, шлакобетона, из бруса, шпал, круглого леса, готовых щитов, сэндвич панелей, шлакоблоков или пенобетона можно сделать плавающий фундамент укладкой готовых армированных бетонных плит или
наливом песчано-цементной смеси своими руками. В этом случае, мы получим не только прочное бетонное основание под возведение стен гаража, но и готовый бетонный пол.

Над поверхностью земли любой фундамент должен выступать на высоту не менее 10 сантиметров над наивысшей точкой спланированной поверхности или верхней кромки линии отмостки. Десять сантиметров - это тот минимум, который необходим для обустройства сухого основания гаража при хорошей и правильно выполненной отмостке.

Отмостка предназначена для отвода влаги от основания фундамента любого здания и гараж не является исключением. Водоотбойная отмостка с дренажным грунтом спасет стены любого гаража от деформации и разрушения.

Чтобы убедиться в этом, посмотрите на гаражи Ваших знакомых - 80% из них установлены вообще без отмостки. Если сюда прибавить неправильную планировку места, то такие гаражи обречены на повышенную влажность, особенно в переходные периоды времени года или при сильных ливневых осадках.

На рисунке 5 приведен пример недорогого устройства надежной отмостки, которую желательно сделать у всех открытых стенок
гаража. Например, при устройстве кооперативных гаражей в одном ряду отмостка может делаться только у задней стенки всей линии гаражей, если она расположена перед гаражами с учетом направления движения паводковых и грунтовых вод.

Ширина отмостки должна быть не менее 1,2 метра, а под слоем уплотненной глины обязательно должен быть дренирующий грунт, состоящий из разнокалиберного песка, щебня или мелкой гальки с минимальными вкраплениями глины.

Не лишним будет напомнить, что планировка подъездного пути к воротам гаража должна обязательно иметь уклон от гаража. А подсыпка перед въездом должна выполняться из хорошо дренирующего грунта, "отбивающего" влагу на подступах к фундаменту гаража (рисунок 6).
При строительстве холодного гаража своими руками каждый понимает, что может возникнуть необходимость срочного ремонта автомобиля или запланированная встреча с друзьями. Для этого в зимний период времени может потребоваться отопление помещения.

Отопление гаража должно быть эффективное и пожаробезопасное, ведь гараж - это небольшой склад легко воспламеняющихся масел, красок, растворителей, топлива и автомобиля. Наиболее рациональным, в данном случае, является строительство гаража и бани в одном корпусе в примерно таком порядке: гараж - предбанник (раздевалка) - баня - комната отдыха. В этом случае, печь не простаивает в ожидании случая, а работает, как минимум каждую субботу.

Для нагрева помещения гаража слегка протапливается баня, из парилки которой сделан воздуховод, например пластиковая сантехническая труба диаметром 100мм. Для ускорения прогрева воздуха в помещении гаража в воздуховод вставляется небольшой бытовой электрический вентилятор.
Другой вариант отопления гаража - отдельное небольшое помещение внутри коробки гаража (кочегарка), отделенное от места стоянки автомобиля стеной или перегородкой из не горючего материала с обязательной установкой двери. В кочегарке устанавливается печь (котел) на любом виде топлива (рисунок 7), а в стену вставляются воздуховоды.

Воздуховоды и открытая дверь позволяют уже через 20 минут после растапливания печи работать в гараже без верхней одежды зимой. Для большей эффективности теплообмена и ускорения прогрева гаража воздуховод может представлять из себя цельную трубу, проходящую через корпус или второй кожух котла.

Если гараж уже готов, то кочегарку можно пристроить и сделать в ней чайную, комнату отдыха, место хранения инвентаря или установить верстак.

При такой организации отопления гаража прогрев помещения происходит очень быстро, открытого огня в гараже нет, а расходы топлива минимальны. На кузове автомобиля и в скрытых полостях в зимнее время во время нагрева гаража временно может образовываться конденсат, который испарится после прогрева металла кузова.

Другие варианты безопасного отопления гаража:
- использование масляных электрических радиаторов с вентиляторами. Их не обязательно устанавливать стационарно, можно на время ремонта или проведения каких-либо работ привезти из дома и установить в гараже (покупать дорогие вещи для разового использования - нерационально);

- установка регистра отопления в виде
"самовара", с подогревом теплоносителя от встроенного ТЭНа;

- подключение к отопительной системе дома или хозяйственных построек (последнее наиболее предпочтительно) через воздуховоды, как наиболее эффективные приборы отопления по скорости нагрева помещения;

- электрические или бензиновые (солярка, керосин, природный газ) пушки и любые другие современные способы получения тепла.

В любом случае, при выборе варианта отопления гаража, необходимо во главу угла
ставить вопросы быстрого, экономичного и безопасного нагрева помещения.

С размерами гаража и отоплением разобрались. Настало время определиться с типом гаража и видом полового покрытия, которое является одним из главных элементов гаража, влияющим на срок "жизни" кузова автомобиля.
Читать далее...
Но, в этой статье рассмотрим еще один элемент гаража - смотровую яму.

Смотровая яма - относительно необходимая часть помещения гаража. Относительно необходимая потому, что современные автомобили все меньше требуют ремонта и технического обслуживания, а СТО перестали быть редкостью.

Не стоит тратить столько сил и труда на обустройство смотровой ямы в гараже для того, чтобы один-два раза в год сменить масло в двигателе и один раз в несколько лет сделать ремонт какой-либо детали ходовой части автомобиля. Устройство смотровой ямы скорее дань моде и привычке, нежели необходимость. Устройство ямы для хранения в гараже зимних заготовок и овощей рассматривать не будем - это тема отдельной статьи.

Если Вы приняли решение - яме быть, то начните с ее разметки на спланированной поверхности площадки внутри гаража. Смотровую яму необходимо разметить так, чтобы ее срединная линия совпадала с серединой дверного проема въезда в гараж.

Ширина готовой смотровой ямы нужно сделать максимально удобной и полезной.
Для этого ставите свой автомобиль по оси въезда в гараж строго посередине между передней и задней стенками, отмечаете расстояние по 15(см) от внутренней стороны передних или задних колес и прочерчиваете две полосы, параллельные боковым стенам гаража. В результате получите внутренний (чистый) размер прямоугольника, который должен получиться после укрепления стен одним из выбранных Вами материалов.

Длина смотровой ямы должна быть равна длине автомобиля минус ширина бамперов, чтобы при открытой яме Вы случайно не попали в нее ногой. Для ремонта передней или задней части машины Вы, соответственно, вперед или назад продвигаете автомобиль.
Спуск в смотровую яму нежелательно оборудовать деревянными лестницами из-за их травмоопасности и повышенной влажности в яме. Вместо лестницы можно сделать 2-3 ступени шириной 30-35(см) в зависимости от глубины ямы с шагом в 30-40(см) (рисунок 8).

Ступени и стенки ямы бетонируются. В результате копать яму нужно будет меньшего размера, а поверхность ступеней можно использовать для размещения инструментов во время ремонта. На бетонные ступени можно будет сесть или опереться для создания усилия при подъеме тяжелых деталей автомобиля.

Верхние бордюры смотровой ямы желательно обрамить металлическим уголком для защиты стенок от разрушения. Уголки необходимо "привязать" к стенкам смотровой ямы - приварить сбоку металлические прутья или болты для жесткого крепления в бетоне короба ямы (рисунок 9).
По внешнему краю контура ямы обязательна установка ограничительного бруска. При этом, с внешней стороны нужно сделать овал, который отталкивает колесо автомобиля от смотровой ямы при наезде на него.

При таком варианте страховки яма может не закрываться крышкой. Но, если Вам приходится часто работать при отсутствии в гараже автомобиля, то для безопасности можно применить различные варианты закрытия смотровой ямы крышками, показанные на рисунке 9:
- слева - вариант опор щитов крышки на шарики от подшипников, которые прикреплены к щитам с помощью металлических пластин;
- справа - скольжение крышки по металлической полосе или проволоке, прикрепленной к доске.


Электропроводка гаража

Всем удачи и успехов!
 
Обратная связь:   curbala@yandex.ru
Яндекс.Метрика