Строительство Системы дома Ремонт Мебель Полезные советы Своими руками Видео открытки Полезное видео
Витраж.
Заливной витраж на стекле.
Как сделать заливной витраж своими руками.
Всем известно, что витраж – это прозрачное панно из цветных стекол. Но не всем известно, что сделать витраж своими руками - дело простое и недорогое!

Витраж классический, изготавливается в основном профессиональными мастерами. Изготовление классического витража требует наличия специального оборудования, серьезных навыков, специальных материалов и определенных материальных вложений.

Витражи имитации изготавливаются по различным технологиям не только профессионалами, но и любителями этого прекрасного вида искусства. Важно, что результат творчества ощущается постоянно в виде уюта и многоцветия освещения в доме.
Пример заливного витража от Ирины Шаталовой.

Здесь и далее в качестве наглядного примера представлены фотографии процесса изготовления по описываемой технологии первого в жизни витража и любезно предоставленные гостьей сайта Ириной Шаталовой.

Технологию изготовления заливного витража на обычном
стекле дверных полотен я придумал в 1993 году. Ее секрет заключается в составе смеси для разделительных барьеров между различными цветами лаковой заливки и самостоятельном приготовлении лака любого цвета. Читайте и делайте!

Контурные линии на стекле можно рисовать колонковой кистью любого размера. В результате витраж можно получить очень аккуратный и легкий или с достоверной имитацией стандартных свинцовых вставок классического витража.

Толщина линий заливного витража зависит от стиля автора и размера рисунка и может прекрасно имитировать классический витраж при незначительной стоимости материалов и возможности его изготовления своими руками даже начинающим специалистом.

Очень важным является и то, что при изготовлении заливного витража можно сделать рисунок, не связанный с обрамлением стекла, что практически невозможно сделать в классическом витраже (фото 8).
Заливной витраж на стекле может сделать своими руками любой желающий в домашних условиях.
 
Теперь Вы можете воспользоваться технологией создания витража, которая по скорости изготовления, цветовой гамме и качеству намного превосходит различные современные наборы цветных пленок и специальных красок.

Определиться с цветовой гаммой витража можно заранее или в процессе создания эскиза. Как правило, цветовая палитра витража соответствует или дополняет общее оформление помещения. При этом, следует учитывать, что при различном освещении витраж "играет" различными (фото 2) красками.

Кстати, специальные наборы для самостоятельного изготовления витражей предлагают готовые шаблоны и определенное количество цветов пленок или красок, чем ограничивают Ваши творческие возможности.

Если
делать витраж по предлагаемой технологии (заливной витраж) Ваши творческие решения по палитре красок будут безграничны. Витраж не боится влаги, не выцветает и служит долго даже на холодной веранде.  Такой витраж всегда будет единственным в Мире экземпляром, даже если его делали по известному рисунку (фото 3).
Порядок создания заливного витража своими руками.
 
Приготовьте стекло требуемого размера. Если в двери уже имеется остекление, которое нужно превратить в витраж, то аккуратно вытащите стекло, очистите его от следов краски, пыли и грязи. Затем смочите жидкостью для стекол и насухо протрите с двух сторон.

Заметьте, для изготовления заливного витража используется обычное листовое оконное стекло, вес которого практически не изменится после создания витража.

Придумайте рисунок сами, используйте открытку или иллюстрацию. Не следует делать замысловатых сюжетов в рисунках витража (фото 4). Чем проще рисунок витража, тем меньше работы. Витраж с любым рисунком будет оригинален и красив.
Изготовление витража начинается с выбора темы и рисования эскиза. Если Вы не умеете рисовать, то о создании эскиза для витража можно прочесть на странице эскизы витражей.

Итак, решение принято, тема для витража подобрана, можно приступать к созданию эскиза. Важно, что для изготовления витража не требуется специальное помещение. Можно рисовать витраж на столе, табуретах или просто на полу.

Например устанавливаем стол. Размер крышки стола должен быть больше размера стекла витража. Кладем на стол отрезок старых обоев лицевой стороной вниз. На бумагу кладем стекло, очерчиваем его контур и временно убираем в сторону.
В пределах полученной формы стекла наносим рисунок на чистой (обратной) стороне обоев сначала простым карандашом, затем фломастером или шариковой ручкой исправляем и создаем эскиз (фото 5) витража. В процессе нанесения контурных линий рисунка витража можно вносить дополнительные изменения уже на стекле.

На готовый эскиз (фото 6) снова кладем чистое стекло и готовим водную смесь для линий контура рисунка витража. Именно такая смесь позволит сделать линии контура участков заливки витража аккуратными, очень прочными и по цвету напоминающими свинцовые вставки (фото 7 и 9) классического витража.
В небольшую стеклянную посуду с крышкой (баночка детского питания):
- наливаем качественный клей ПВА примерно 50мл. Клей необходим для создания водной эмульсии алюминиевой пудры и прочного сцепления разделительной контурной линии рисунка со стеклом. Вода испарится, а клей с подкрашенной пудрой прочно закрепятся на стекле.

На этикетке качественного клея ПВА должна быть информация о том, что клей применяется для склеивания стекла и фарфора. Желательно, чтобы эта информация соответствовала действительности.

Проверить его качество можно прямо в магазине: капните клей на стекло витрины и подождите 10-15 минут. После высыхания клей должен стать прозрачным и прочно приклеенным к стеклу. При отсутствии клея с подобной маркировкой можно использовать клей ПВА для мебели или "Столяр".


- далее добавляем в раствор около 20 миллилитров черной туши и хорошо размешиваем. Тушь необходима для придания смеси свинцового оттенка.  Желаемый цвет линий контура может быть в диапазоне от черного до серебрянного и зависит от количества добавляемой в смесь туши;

- алюминиевую (серебрянку) пудру добавляем в раствор при постоянном помешивании. Если смесь загустеет, то добавляем в нее теплой воды до получения консистенции очень жидкой сметаны. Смесь должна легко набираться волосом кисти и свободно рисовать линии на стекле.

Такой состав смеси очень прочно держится на стекле и придает нужный объем контурным разделительным линиям, который не позволит лаковым заливкам соприкасаться при покраске витража.

В отличие от классического витража контуры рисунка заливного витража могут наноситься любой толщины - аккуратными тонкими (фото 8) и ровными линиями, имитировать спайку металла (фото 9) или применять различную ширину, как в обычном рисунке (фото 10). Это позволяет делать витражи для любых помещений и мест их монтажа. 
В процессе рисования необходимо смесь периодически помешивать, так как алюминиевая пудра (серебрянка), как более легкая фракция, будет всплывать. О специфических свойствах алюминиевой пудры советую прочесть на странице Материалы для мебели.

Результаты имитации свинцовых контуров получаются различными при написании свеже приготовленным раствором и простоявшим более 3-4 часов. Это следует учитывать при изготовлении двух витражей для двухстворчатых дверей (как правило, такие витражи являются зеркальным отражением друг друга).

Рисовать контуры обоих витражей необходимо примерно в одно время. Если прорисовка линий контуров заливки витража требует много времени или планируется изготовление витражей по дням, то для каждого сеанса нужно готовить свежую смесь.

Пока сохнут линии контура, готовим цветные лаки заливки витража.
 
В маленькие стеклянные баночки от детского питания или что-либо подобное, но обязательно стеклянное и с крышкой, наливаем  примерно по 30 миллилитров нитролака  НЦ – 218 (НЦ - 222, НЦ – 2141). Разбавляем лак растворителем 647 до консистенции высокой текучести сравнимой с водой. Готовый цветной лак должен быть очень жидкой консистенции и  быстро растекаться при заливке форм.

Добавляем из тюбика художественную масляную краску размером с горошину в каждую баночку и тщательно размешиваем. Если цвет лака недостаточно насыщен, то добавляем краску (еще одну горошину). В результате получим прозрачный лак требуемого цвета на основе бесцветного НЦ лака.

Примечания.
Применять следует только художественные масляные краски, основой которых являются естественные масла, не сворачивающиеся при смешивании с НЦ лаками (красками) и растворителем 647.

Художественная краска обладает повышенной светостойкостью и может служить в остекленных проемах десятки лет без потери первоначального вида.

Приготовленные лаки нужно хранить в посуде с закрытой крышкой. При загустении цветного лака и даже полном его высыхании при перерывах в работе (даже более года) нужную консистенцию лака можно восстановить растворителем 647. Такие свойства цветного лака позволяют работать не спеша и снижать расходы при больших перерывах в работе.
Линии контура высохли. Можно приступать к заливке витража лаками.
Стол необходимо выставить строго горизонтально. В противном случае цветная лаковая заливка будет стекать в сторону понижения, даже не заметного глазу. Правильно выставить стол поможет большая тарелка, установленная на стол и наполненная водой до линии внутреннего рисунка.

Кстати, по приобретении опыта изготовления заливных витражей, можно использовать прием наклонной поверхности для создания градиентных заливок (фото 11).

Таким способом можно создавать объемные изображения предметов, что очень сложно или совершенно невозможно при использовании цветных витражных пленок, специальных красок или цветного стекла. При градиентной заливке несколько падает скорость работы, но конечный результат может того стоить.
Заливка витража делается сначала одним цветом лака (фото 12), затем другим цветом (фото 13), пока не будет залита вся площадь стекла или та его часть, которая должна быть цветной (фото 14).

Из краски одного цвета можно сделать несколько оттенков в зависимости от процентного соотношения краски и лака. Допускается смешивание цветных лаков различного цвета для получения требуемого колера, но не более трех цветов. Таким образом можно получить громадное количество различных цветов лака для создания витража на любую тему.
Лаком заливаются площади внутри определенного контура большой круглой колонковой или беличьей кистью заливаем. Кистей должно быть несколько. Для каждого цвета и его оттенков должна быть своя кисть.

Можно заливку витража делать пипетками. В этом случае, после заливки одного цвета лака пипетку нужно промыть в растворителе и продолжить работу с другим цветом.

При заливке витража нужно полностью покрывать стекло с перекрытием части линий контура. Пропуски заливки - брак в работе, который будет сразу заметен на готовом витраже.

Смесь для линий контура абсолютно не прозрачна за счет серебрянки и со стороны стекла нахлесты лака не будут видны. Недопустимо наличие воздушных пузырьков, их следует немедленно убирать кончиком кисти.

В процессе заливки витража цветными лаками не желательно делать искусственную подсветку снизу. Для качественной заливки витража достаточно того, что подложка с контурами эскиза однотонно-белая или желтовато-серая и на ее фоне прекрасно просматриваются любые дефекты (например волос или пылинка) на площади заливки.

При использовании подсветки резко возрастает скорость движения воздуха вокруг стекла из-за его нагрева. Это влечет приводит к ускоренному и неравномерному высыханию лака, дополнительное движение пыли и оседание ее на залитой поверхности витража.
После полного высыхания цветного лака заливки витража повторно прорисовываем линии контура смесью, стараясь повторить линии первого слоя (видео).

Теперь неровности заливки с обратной стороны не будут видны. Кривые края цветного лака оказались зажатыми между двумя слоями линий контура. Даем высохнуть линиям контура.

Затем, с помощью краскопульта наносим тонкий слой бесцветного мебельного нитролака на всю поверхность стекла с рисованной стороны. Покрытие лаком с помощью краскопульта необходимо для равномерного закрытия лаком контура рисунка и защиты его от воздействия влаги. Слоев лака должно быть не менее трех с интервалами между покрытиями в 5-10 минут.
Если у Вас нет краскопульта, то его можно сделать своими руками, посмотрев страницу Самодельный краскопульт. Для качественного покрытия витража лаком достаточно изготовить самый простой из представленных на странице вариантов краскопульта.

На готовый витраж вместо покрытия лаком можно наклеить самоклеющуюся декоративную пленку со стороны рисунка, имитирующую рифленое стекло. Это уменьшит его прозрачность, придаст оригинальности изображению.

Заменить рисунок витража через несколько лет Вы сможете не меняя стекла, смыв его растворителем или сняв окраску скребком (хотя это не просто).

Витражу можно придать различную степень прозрачности (фото 15). Для создания матовости, полупрозрачности витража следует задувать поверхность лаком с большим (ударение на О) количеством воздуха. Либо наклеить пленку для стекла с различной степенью прозрачности.

Таким образом можно добиться того, что через витраж можно будет видеть и узнавать стоящего за ним человека или только просматривать его контур. Особенно это актуально при установке витражей в двери спален, ванной или душевой комнаты - дверь в ванную, в этом случае, может быть с остеклением.

Умение изготавливать витражи своими руками может помочь Вам в пополнении семейного бюджета или стать полноценной работой. Спрос на цветные витражи с неповторимым рисунком и длительным сроком службы есть всегда.

Всем желаю творческих успехов!
 
Обратная связь      
26.12.2009г.   curbala@yandex.ru   pochta@curbala.ru
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права.

Счётчик тИЦ и PR
Яндекс.Метрика