Строительство Системы дома Ремонт Делаем мебель Полезные советы Своими руками Видео открытки
Loading...
ript>
 
Резьба по дереву -
это всегда праздник души мастера и радость для окружающих.
герб России - резьба по дереву
Резьба по дереву – древнейший вид искусства, научиться которому может каждый. Для этого нужно иметь желание и настойчивость, так как именно это ремесло, наиболее точно соответствует поговорке (читай – народной мудрости): терпение и труд - все перетрут.

Учебе (точнее сказать, пояснению некоторых вопросов, которые помогут не только начинающему) резьбы по дереву на реально существующих примерах посвящен этот раздел сайта. Учиться на чужих ошибках - значить учиться быстро.
 
Примеры резьбы по дереву Каурцева Владимира Николаевича.

Прежде, чем начать разговор о резьбе по дереву, очень кратко расскажу о хорошем человеке, трудоголике и самородке Российском, который и делает все эти прелести. Каурцев Владимир Николаевич – член Союза художников России, заядлый охотник, любитель выйти в море Байкал на своем небольшом паруснике с резервным двигателем, который он сделал своими руками.

Но большую часть своего времени и души Владимир посвящает еще одному любимому делу - резьбе по дереву, для души и для заработка.

Человек он простой и, в то же время, очень необычный, со своим видением окружающего нас всех мира. Посмотрите на его дом, который он построил своими руками.

Если добавить к этому, что все дома в ближайшей округе построены из бруса по однотипнным проектам, то, думаю, других пояснений больше не потребуется.

Материал статьи готовился на основе работ
Владимира Каурцева.

Резьба по дереву для Владимира была и остается любимым хобби и работой, которая доставляет удовольствие. Счастливый человек – его работа всю жизнь доставляет ему радость!

Он опробовал все виды резьбы по дереву, выражая свои необычные мысли через скульптуры, панно различных размеров, внешнюю и внутреннюю отделку зданий домовой резьбой и даже небольшие сувенирные фигурки, в которых всегда чувствовалась любовь к людям, окружающей природе и морю – великому и могучему Байкалу (панно БАМ, для просмотра нажмите на шаблон).

Во времена строительства БАМа (Байкало-Амурской железнодорожной магистрали) в районе не было организаций, которые бы не имели экземпляров его резьбы по дереву. Именно теме связи труда и природы были посвящены его работы в то время (смотрите фото в начале страницы).

К сожалению, фотографии многих его произведений утеряны, а сами работы разлетелись по стране вместе с их новыми владельцами. Представляю ряд его работ (из того, что осталось) любителям резьбы по дереву с необходимыми пояснениями сложностей, которые могут появиться у тех, кто задумает сделать подобные панно или небольшие сюжеты.

Начну с панно (он сделал их достаточное количество), которые не только требуют особых навыков в различной технике
резьбы по дереву, но и навыков в столярном деле – надежное склеивание рабочего щита из брусков и реек требует особого отношения и умения.

Перед изготовлением эскиза
(любой мастер резьбы по дереву должен хоть немного уметь рисовать) необходимо учитывать наличие материала - количество, ширина, толщина, длина досок и их качество. Если у вас ограниченный выбор материала, то это повлияет не только на время выполнения работ, но и на их результаты.

Следовательно, для выполнения плоскорельефной резьбы по дереву необходимо иметь запас хорошо просушенного материала в виде досок различной толщины и ширины (фото - начало работы).

Для выполнения скульптурной резьбы следует готовить материал при каждом удобном случае, так как подобрать материал для задуманного или заказанного варианта резьбы чрезвычайно трудно, а в некоторых случаях практически невозможно.

При таком подходе к подбору исходного материала для резьбы по дереву темы для будущих работ возникают сами собой. Посмотрите несколько примеров подбора рабочего материала Владимиром Каурцевым и обратите внимание на Ваши мысли при просмотре - явно для некоторых творений природы Вы мгновенно придумали тему для резьбы по дереву.


Для людей увлеченных и с воображением в лесу можно найти великое множество заготовок для резьбы, мимо которых обычный человек пройдет не заметив ничего особенного. Хотя очень часто бывает так, что, увидев в лесу замысловатую корягу под удачным углом зрения, любой человек сразу восклицает, восхищаясь творением природы и схожестью с живым миром.

А вот примеры резьбы по дереву, которые Владимир Николаевич Каурцев подсмотрел в природе и не смог пройти мимо, не поработав над ними резцами.

Как правильно сушить пиломатериал (язык не поворачивается так называть основу будущих произведений искусства). Доска должна быть сложена штабелем на хорошо проветриваемом участке под навесом, не пропускающим воду и прямые солнечные лучи (рисунок 1).

Нижней основой должны лежать обрезки бруса для создания зазора между земной поверхностью и нижней доской. Нижняя доска всегда является черновой и для резьбы по дереву не используется.

Далее, через бруски-проложки равной толщины, уложенные с интервалом не более 1 метра, ложатся доски в каждом ряду одинаковой толщины. Завершает штабель относительно небольшой груз, например профилированный брус. Слишком большой груз класть не следует, потому что зажатая доска не сможет себя "проявить".

Доски, поведенные после сушки, будет видно при отборе для выполнения резьбы. Очень удобным местом для сушки материала является чердачное помещение дома, гаража или хозпостройки.

Доски, как правило, подбираются толщиной 40-50мм, с наименьшим количеством сучков, не имеющие явных дефектов и синевы. Ширина досок должна быть различной -  обрезная и необрезная. Необрезную доску подбирайте как можно шире (качество выполнения резьбы из сплошной, хорошо подготовленной доски, всегда выше, чем из клеенных щитов. На фото "Глухари" - небольшой сюжет резьбы по дереву, выполненный из цельной доски.

Перед укладкой необрезной доски в штабель, желательно ее окромить - острым топориком срезать всю кору. Это предохранит материал от повреждения вредителями во время сушки. Теперь остается подождать готовности материала для выполнения резьбы по дереву. Обычно время сушки досок, из которых может выполняться качественная резьба по дереву, составляет 2-3 года.

Но процесс суши пиломатериала не должен происходить сам по себе -  необходимо периодически прекладывать доски в стеллаже. Обычно это делается в процессе выбора нужного материала для выполнения очередной работы, но не реже, чем раз в пол года.


Если штабель расположен на чердаке, то его располагают у одной стены, затем, при выборе материала, доски стеллажа перекладываются к другой стене, при этом их переворачивают - верх доски становится ее низом, а место соприкосновения с проложками должно смещаться. В это же время происходит добавление нового материала, но котором мелом или специальным карандашом делается отметка о времени закладки материала.

Вернемся снова к эскизу (у нас уже имеется достаточный выбор рабочего материала). При изготовлении эскиза для резьбы по дереву, желательно расчитывать, в первую очередь, на возможность выбора цельной доски, шириной не более 50см.

Если при хорошем исходном материале ширина заготовки для выполнения резьбы по дереву требуется большего размера, то можно использовать широкую необрезную доску, склеив щит заготовки из двух половинок.

При этом необхоимо учитывать возможную нагрузку на панно и его условия использования. Если панно будет находиться в условиях резкой смены температуры и влажности, то такой способ соединения деталей использовать не желательно.

В этом случае нужно использовать метод набора щита заготовки из склеенных брусков -  чем жестче условия эксплуатации по температуре и влажности, а, возможно, и несению силовой нагрузки, тем меньшей ширины должны быть склеиваемые бруски (наиболее часто применимы размеры брусков по ширине в диапазоне от 40 до 120 миллиметров).

Способы склеивания щитов-заготовок для резьбы по дереву:

- доски или бруски, желательно, располагать на заготовке, чтобы не было их разрыва по длине панно, независимо от его пропорций. Это позволяет увеличить прочность готового изделия и скрыть дефекты, при их возможном появлении в процессе неправильного хранения.

Пример подобного склеивания посмотрите на фото - Глухари в лесу. Возраст панно более 15 лет. Если бы бруски располагались поперек панно, то нижние доски оказались бы разделенными фигурными вырезами и прочность всего изделия была бы под большим вопросом, а, появившиеся дефекты, были бы более заметны.

Но, это не догма. Расположение склеиваемых досок или брусков в большой мере зависит и от общего замысла изображения, стремления отобразить движение, а также направления штрихов резьбы по дереву как, например в панно Баба Яга. Основной принцип сборки щитов для резьбы по дереву - чем меньше соединений, тем прочнее изделие;

- склеивание брусков выполняется на ровной поверхности, размер которой, по возможности, должен быть больше размера щита заготовки. Бруски подбираются с учетом эскиза будущей резьбы по дереву. При этом, лицевая сторона брусков должна быть обращена вниз, к ровной площадке. Для щита-заготовки будущего панно важна относительная ровность лицевой поверхности;

- набранные и склееные щиты, в обязательном порядке, строгаются с лицевой стороны. Эту обработку делают на больших строгальных станках.

Если размеры заготовки для резьбы не позволяют выполнить строгание всей поверхности в один проход, то заготовку собирают из двух и более частей, ширина которых соизмерима с размерами станка.

Если у вас нет большого строгального станка, то, собранный щит, можно прострогать ручным или электрическим рубанком, с особой тщательностью выравнивая всю поверхность. Должен сказать, что отсутствие станков - это не повод для волнений. Шедевры искусства резьбы по дереву появились задолго до появления станков;

- перед склеиванием брусков (это самая важная часть работы по подготовке заготовки для резьбы) обязательна точная подгонка их граней. Ни в коем случае не надейтесь на исправление этого дефекта с помощью струбцин при стягивании щита. Это огромный дефект в работе, который обязательно проявится - вопрос только во времени;

- применяйте только проверенные столярные клеи (костный столярный, клей эпоксидный для дерева, клей "Столяр" на основе ПВА и другие, предназначенные для склеивания дерева). Ни в коем случае нельзя применять клей казеиновый, т.к. он, вступая в химическую реакцию с древесиной, испортит все труды резчика по дереву. Нельзя, применять клеи просто по совету друзей, назначение которых неизвестно. В этом случае обязательно их проверьте;


- используйте различные методы соединения
брусков в щите заготовки для резьбы, в зависимости от назначения, условий хранения или эксплуатации готового изделия.

Простое
соединение брусков на клею с помощью струбцин применяется для небольших по размеру работ или изделий, которые предполагают хранение не в экстремальных условиях. При этом, назначение струбцин - плотное удержание заготовки в собранном состоянии, но ни в коем случае - плотное сжатие (деформация древесины при сжатии, обязательно проявит себя в будущем).

Бруски в щите могут быть прямоугольного вида на срезе - для самых простых заготовок (но это не значит, что соединение недостаточно прочное), прямоугольного с выбранной четвертью - для более ответственных работ (смотрите рисунок 2 с вариантами креплений).

Соединение брусков
с помощью саморезов и клея. Соседние бруски притягиваются друг к другу саморезами. Это стягивание наиболее щадящее, потому что происходит плотное соединение брусков без их деформации.

Надежность и прочность соединения гарантируется даже для деталей, постоянно воспринимающих определенные нагрузки (например, крышка стола). Крайний брусок, в котором заворачивались саморезы, обязательно закрывается бруском-заглушкой на клею.

В особо ответственных случаях может понадобиться соединение брусков с помощью
сквозного прута (необходимой длины проволока с нарезанной резьбой на обоих концах), который проходит в местах отсутствия (согласно эскиза) глубокой или прорезной резьбы. Прочность соединения очень большая, но нужна очень большая точность сверления, желательно, с применением стационарного сверлильного станка. Бруски-заглушки применяются с двух сторон для закрытия концов прутков и гаек.
 
Выбор и тонирование древесины.

Уже в самом начале создания эскиза для будущей работы резчик по дереву  принимает решение о выборе породы древесины, которая без применения красителей могла бы максимально подчеркнуть идею творения. Разнообразная текстура дерева, его плотность и цвет позволяют изготовить прекрасное изделие, которое требует лишь применения защитных средств в виде тонкого бесцветного лакового покрытия.

Желательно всегда использовать такой вариант резьбы по дереву для сохранения природного естества изделия. Такой пример справа на фото статуэтки, чистота березы и тонкий слой лака не требуют дополнительного применения красящих или отбеливающих средств. Если это не скульптура, то контуры задуманной фигуры на чистом дереве можно подчеркнуть более глубокой прорезкой деталей, как на фото сувенира Шаман.

Использование природной красоты древесины не всегда возможно в силу различных причин. Некоторые работы, даже при наличии необходимой породы дерева и размера заготовки, для достижения задуманной цели или создания необходимого эффекта требуют дополнительного тонирования или окраски.

В этом случае, резчику по дереву необходимы дополнительные знания правил обработки древесины. Я знаком с несколькими резчиками по дереву, достаточно хорошими мастерами, которые, к моему недоумению, используют при обработке изделий олифу (в редком случае - лак), а для тонирования изделия - морилку. Оказалось, что применение такого узкого набора отделочных материалов идет не от высокого уровня мастерства, а от силы привычки и недостаточных знаний.

Между тем, готовые изделия резчика, независимо от вида резьбы, могут кардинально изменить свой вид и воздействие на зрителя (пользователя), если для их отделки применить тонирование или окраску.
Придать необходимый вид своему творению можно с помощью красителей или красящих пигментов.

Красители - это, как правило, растворимые органические вещества природного происхождения. Качественные красители должны легко растворяться в воде, спирте и других органических растворителях. обладать высокой светостойкостью, активностью, прозрачностью, дисперстностью - красящей способностью на относительно большую глубину древесины. После высыхания, как правило, окраска не должна осыпаться.

Ярким примером красителей, выпускаемых промышленностью, являются анилиновые красители для тканей. В домашних условиях каждый из нас пользовался природными красителями, готовясь к пасхе. Для окраски изделий из дерева можно использовать отвары из плодов, листьев и цветков различных растений. Например, отвар луковой шелухи, кожуры грецких орехов, кофе или чая являются прекрасными, экологически чистыми красителями.

В последнее время в продаже стали появляться синтетические красители - органические вещества, сложные по своему составу, получаемые из каменноугольной смолы. Например, кислотные красители прекрасно расворяются в воде и предназначены для покраски изделий из дерева в мебельном производстве. Синтетические красители глубоко проникают в структуру дерева, имеют очень яркие и чистые цвета, но по светостойкости уступают красителям природного происхождения и имеют ограниченный спектр цветов, в основном коричневых оттенков.

Одним из самых доступных и достаточно красивых по цвету красителей может быть обычная марганцовка, которая у каждого есть в доме. Особенность ее применения - с каждым нанесеннным слоем изменяется тональность окраски изделия. Каждый последующий слой наносится после высыхания предыдущего.

При этом, цвет изделия становится темнее и сочнее с имитацией цвета мебели красного дерева. Эффект многократного покрытия можно применять для придания изделию различных оттенков при сохранении основного цвета, что очень сложно достичь применением других красителей. Но марганцовка не является красителем в чистом виде. Она относится к еще одному виду изменения цвета древесины - протравы.

Протравы - это неорганические соли различных металлов, вступающие в химическую реакцию с дубильными веществами древесины, в результате которой происходит изменение цвета древесины. Полученные оттенки довольно светостойки, а вид окраски отличается оригинальностью.

Но пользование протравами требует некоторого опыта и дополнительных знаний. Например, алюмо-калиевые квасцы, марганцовые и медные соли дают окраску коричневых оттенков, а соли железа (хлорное и сернокислое) синеватые и черные оттенки. То есть, знание особенностей протрав требует проведения экспериментов и проб.

Покрытие протравленных мест лаком усиливает сочность цвета с сохранением текстуры древесины. Ограниченный спектр цветов, получаемых при использовании протрав ни в коем случае не умаляет их достоинств. Особенностью работы с протравами является их разная  реакция на различные породы древесины, которая объясняется количеством дубильных веществ, находящихся в конкретном материале.


Красящие пигменты
- это вещества, разбавляемые водой, различными разбавителями или растворителями. Красящие пигменты являются не растворимыми веществами, которые просто разбавляются в жидкостях. Для более качественной покраски требуют дополнительного размельчения или размешивания в процессе работы.

Пигменты прокрашивают древесину на небольшую глубину и имеют с ней слабое сцепление. Требуют обязательного закрепления лаками, олифой и другими связующими веществами или предварительной грунтовки для увеличения адгезии краски с поверхностью изделия.


Несмотря на то, что пигменты закрывают естественную текстуру древесины, покраска изделий иногда просто необходима. Например, для придания древесине вида золоченого или посеребренного вида. А использование прозрачных или полупрозрачных красок на водной основе - акварелей, позволяет расширить ассортимент цветового оформления до бесконечности с сохранением видимости текстуры дерева. Такой способ покраски имеет один недостаток - сложность работы с предметами больших размеров.

Сочетание различных способов и материалов при покраске изделий с резьбой по дереву дает неповторимые эффекты и расширяет возможности придания цвета готовым изделиям. На странице выше и далее приведены примеры различных способов окраски готовых изделий резьбы по дереву (
работы Каурцева В. Н.).

Творческих Вам успехов!
 
Обратная связь      
26.12.2009г.   curbala@yandex.ru   pochta@curbala.ru
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права.
Копирование на другие сайты в Интернете разрешается только по согласованию
с автором сайта и установке прямой активной ссылки на сайт правообладателя.

Счётчик тИЦ и PR
Яндекс.Метрика