Как сделать качественную покраску своими руками.
Строительство Системы дома Ремонт Мебель Полезные советы Своими руками Видео открытки
 
Качественная покраска без опыта.
Как своими руками придать любой поверхности благородный вид.

Покраска ДВП, фанеры, двери, пола, элементов мебели или обычной строганой доски может быть выполнена простыми инструментами, не требующими специальной подготовки. При этом, рисунок и цвет текстуры может быть подобран под оформление помещения, а первоначальное качество покраски будет сохраняться длительное время.
Покраска шпателем.

Покраска шпателем различных поверхностей не требует особых навыков. Уже с первых мазков любой начинающий может создать прекрасную текстуру, которая будет соответствовать внутренней отделке помещения или задумке автора.

Необходимо только иметь общее представление о работе шпателем и некоторых особенностях применения различных видов красок, а остальное - дело опыта и вкуса.

Текстуры, создаваемые шпателями различного размера, необыкновенно красивы и всегда неожиданны. Поработав шпателем, вы поймете, что покраску любой поверхности можно выполнять и другими инструментами - тампон, жесткие и мягкие поролоновые губки, кисти и даже обыкновенная ветошь.

Для покраски поверхностей с помощью шпателя и создания текстуры необходимо, либо представлять то, что хотите создать, либо иметь перед собой образец текстуры, а дальше - дело Вашей фантазии и желания. Работать в такой технике всегда интересно.

На рисунке "примеры текстур" показаны фрагменты различных поверхностей, покраска которых была выполнена шпателем и поролоновой губкой. Пошаговые уроки по созданию текстуры можно прочесть по ссылкам:
- урок покраски любой поверхности
шпателем;
- урок покраски
поролоновой губкой.

Наиболее удобно выполнять покраску шпателем большого размера. Применение различных размеров шпателей позволяет создавать различные виды абстрактных текстур. Пример покраски пола можно посмотреть
на этой странице.

Покраску шпателем и создание с его помощью различных текстур (мрамор, камень, ткань, любая абстракция) можно выполнять любыми красками, каждая из которых имеет свои особенности. Ознакомиться с их кратким описанием и рекомендациями по применению можно далее по тексту.

При покраске шпателем следует знать, что за несколько часов можно создать текстуру, которую непосредственно шпателем нарисовать невозможно. То есть, после покраски шпателем создается впечатление, что такая текстура не может быть создана вручную.

Секрет такой покраски заключается в нанесении шпателем нескольких слоев краски. После тщательного шлифования получится идеально гладкая поверхность с абстрактной текстурой, которая потребует для ее копирования очень много времени.
Пример покраски дверок шкафа прихожей.
Покраска НЦ красками с помощью шпателя.
 
Такую покраску наиболее удобно выполнять нитроцеллюлозными красками. Они быстро сохнут и позволяют за небольшой промежуток времени нанести несколько слоев краски. НЦ краски, после высыхания, хорошо шлифуются, что позволяет создавать идеально ровные поверхности на деталях мебели. Пример покраски деталей мебели в прихожей можно посмотреть по этой ссылке.

Если Вы создаете текстуру на деталях мебели из ДСП, то подготовка поверхности деталей при работе НЦ красками не требуется. Каждый новый слой покраски будет сглаживать мелкие неровности, а последующая шлифовка создаст идеально ровную поверхность с определенной текстурой. При этом, сцепление краски с ДСП без применения грунтовки будет исключительным и даже через 20 лет вид мебели будет идеальным.

Покраска шпателем на оргалите (ДВП) или строганой доске (например, обналичке двери или окна) требует предварительного обезжиривания поверхности. Покраска фанеры выполняется также, как и покраска ДСП.
Пример покраски пола красками на водной основе.
Покраска водными красками с помощью шпателя.
 
Работа шпателем с красками на водной основе наименее дорогой вид покраски. Краски на водной основе позволяют работать "по сырому", что придает текстуре поверхности неподражаемый эффект, который невозможно повторить ни с какой другой краской.

Особенно эффектна покраска водными красками бетонных ступенек с последующим покрытием паркетным лаком. При покраске поверхностей материалов, впитывающих влагу, необходима предварительная их грунтовка на основе быстросохнущих красок или лаков. 

А вот сами краски должны использоваться следующим образом. Основу всегда составляет белая водоэмульсионная краска (ВДВА) для помещений с повышенной влажностью.

Для создания определенного цвета текстуры можно применять тушь, гуашь, колеры или сухие пигменты на природной основе. Основное требование к краске ВДВА -  после высыхания она не должна стираться и оставлять следы на пальцах рук, а после покрытия лаком, должна оставаться белой.
Умение создавать различные текстуры, а также производить правильную покраску любой поверхности не помешает тем, кто иногда делает декоративную отделку внутри или снаружи своего дома или квартиры.

Для того, чтобы научиться создавать собственные текстуры, правильно выбрать или подобрать краску, сделать качественную покраску поверхности любого материала нужно знать совсем немного - что такое грунтовка, шпаклевка, краска, лак и их некоторые основные свойства.

Понимание сути этих простых вопросов поможет даже начинающему мастеру со знанием дела подбирать краски или выбирать их при покупке и выполнять любые виды покраски с высоким качеством.

Под качеством покраски следует понимать не только внешний вид готового изделия или предмета, но и долговечность сохранения его первоначального вида. Например, покраска прихожей и входных дверей НЦ красками шпателем с последующим покрытием паркетным лаком позволила сохранить первоначальный вид более 15 лет (фото 2018 года).

Полезные сведения о лакокрасочных материалах.

Вспомните, как мы выполняем покраску в доме. Покупаем краску, готовую к применению, берем кисть или валик и вперед по поверхности. Через два-три года все наши труды стали шелушиться и отлетать только по тому, что инструкцию на таре с краской мы воспринимаем как руководство на все случаи жизни. Если мы то же самое сделаем более грамотно, то значительно сэкономим на том, что нам не придется перекрашивать предметы достаточно длительное время или вообще никогда.

Далее я предлагаю очень краткий обзор только необходимых понятий с рекомендациями по применению, которых нет на лейблах упаковок. Это поможет Вам грамотно выполнять любую покраску в доме или квартире.

Шпаклевка - в готовом виде это пастообразный материал, применяемый для выравнивания поверхности основы, при подготовке ее к покраске или другим видам отделки. Шпатлевка имеет множество видов, которые зависят от способа последующей отделки и применяемого материала для покраски. При этом, любая шпаклевка имеет в своем составе:

-
наполнители, в качестве которых, в основном, используются мел, тальк и некоторые другие не твердые вещества. Эти материалы делают высохшую шпаклевку мягкой, легко поддающейся шлифовке;

-
связующее, которое подбирается в соответствии с типом отделочного материала. Тип применяемого связующего напрямую влияет на прочность сцепления с основой и материалом отделки поверхности (покраска или лакировка). Отделочный материал и шпаклевка должны иметь между собой хорошую адгезию (сцепление) и, что очень важно, совместимость.

При самостоятельном изготовлении шпаклевки, в качестве связующего рекомендую использовать 50% раствор той краски, которая планируется для использования в качестве отделочного материала. Шпаклевки, которые имеют плохую адгезию с выравниваемой поверхностью, накладывают по слою грунтовки, нанесенному на подготовленную для отделки поверхность.

Грунтовка - это 10-30% раствор той краски, которую Вы будете накладывать на грунтовку (шпаклевку), либо краски, которая не вступает в химическую реакцию с последующими слоями покрасочного слоя. Например, если грунтовка изготовлена на основе краски ПФ, то применение НЦ для покраски исключено. Но, делать покраску краской ПФ по НЦ не только применимо, но даже желательно.

Чем меньше пористость материала (его впитывающая способность), который мы грунтуем, тем больший процент растворителя можно добавлять в краску. Грунтовка, как правило наносится в один тонкий слой и предназначена для улучшения сцепления между поверхностью и последующими слоями краски.

Обилие, предлагаемых различными изготовителями, грунтовок может ввести в заблуждение даже специалиста. Для того, чтобы быть уверенным в качестве грунтовки, которой раньше не пользовались, ее нужно купить и опробовать на небольшой площади.

Чтобы не выбрасывать деньги на ветер, лучше грунтовки делать своими руками на основе красок НЦ соответствующего цвета. Такие грунтовки проверены временем и совместимы с большинством ЛКМ. Кроме того, работа с грунтовками на основе нитроцеллюлозных красок ускоряет процесс изготовления изделий и не требует специальных помещений из-за ее быстрого высыхания (на отлип - 15 минут).


Для выравнивания крупно пористых поверхностей или пластей с небольшими дефектами в раствор грунтовки можно добавлять мел или алебастр (гипс) с последующей легкой шлифовкой мелкой или стертой шкуркой. Два прохода такой грунтовкой могут исключить процесс шпатлевания поверхности, не имеющей больших дефектов (такой способ имеет один недостаток - повышенный расход растворителя).

Растворитель - жидкость, предназначенная для растворения красящих пигментов или красителей (анилиновые красители, нитроцеллюлозные краски, а также краски, пигменты которых имеют искусственную основу).

Разбавитель - жидкость, предназначенная для разбавления связующего красок. Они не растворяют красящие пигменты, а лишь разжижают связующее их вещество.
Привожу значения этих слов потому, что даже производители не видят разницы между этими понятиями и дают названия для назначения соответствующей цены.

Природные пигменты не растворимы в жидкостях. Если Вам предлагают растворитель для такого типа красок, то нужно задуматься. Например, растворитель для масляных красок - нонсенс. Растворители, применяемые для разбавления нитроцеллюлозных красок, не имеют прямого назначения для этих красок и называются растворителями в связи с многоцелевым использованием по прямому назначению - растворения различных химических веществ и искуственных материалов. 


НЦ грунтовку поверхностей можно наносить с помощью краскопульта, валика или кисти. Нанесение грунтовки краскопультом предпочтительнее во всех случаях, из-за малого расхода, хорошего качества покрытия и высокой скорости работы, особенно при небольших размера деталей или рифленой поверхности. 

Грунтование элементов с большими поверхностями (дверные полотна, детали шифоньера, половое покрытие) лучше делать меховым валиком.

При отсутствии краскопульта грунтовку можно делать
кистью небольших по размеру деталей или не ответственных их частей, при этом расход грунтовки увеличивается (уход за кистью - так же требует дополнительных расходов растворителя и ветоши). Грунтовка кистью  дополнительно применяется для покрытия труднодоступных мест при использовании валика, а также при лакировании или покраске поверхности пола.

Краски имеют множество видов в зависимости от назначения, места применения, требования качества отделки, долговечности и многих других целей. Рассмотрим лишь основные их характеристики, которые нужно знать при выполнении внутренней или наружной отделки дома, а также покраски различных домашних изделий.

Укрывистость (кроющая способность) краски — это способность лакокрасочного материала (ЛКМ) скрывать цвет контрастной по цвету подложки. Не путать с расходом краски на 1 квадратный метр (указывается на упаковках бытовых ЛКМ), который предусматривает возможность покрытия единицы площади определенным количеством краски без учета контраста ее поверхности.

Чем больше укрывистость ЛКМ, тем тоньше слой краски можно нанести на определенную поверхность. Хорошую укрывистость при покраске имеют краплак и кадмий всех оттенков, а также краски коричневого цвета, так как в основе изготовления пигментов для них используются различные глины и другие природные материалы.

Светлые краски с большой укрывистотью - это краски на водной основе, например, водоэмульсионная белая или гуашевые краски большинства цветов. Укрывистость имеет большое значение для качественной покраски поверхности, так как качество покраски ухудшается с увеличением толщины красочного слоя или количества слоев.


Повысить кроющую способность красок можно, в зависимости от цвета краски, добавлением непрозрачных наполнителей: мел, тальк, серебрянка, эскизная художественная краска.


Светостойкость - способность красок и лаков сохранять свой первоначальный цвет (для лаков - оттенок и прозрачность) под воздействием светового излучения. Эта способность приобретается красками за счет пигментов, входящих в их состав. Светостойкость пигментов зависит только от свойств природного материала, из которого они приготовлены - натуральный ультрамарин (хорошо известная всем синька), киноварь, умбра, сиена, охра.

Покрытие красок лаками не увеличивает их светостойкости, а влияние влажности может ухудшить эту способность красок. Наиболее светостойкими являются краски красно-коричневых цветов. Гуашевые краски в своем большинстве светостойки и могут применяться для
покраски своими руками предметов мебели, половых покрытий и внутренней отделки квартиры с последующим покрытием глянцевыми или матовыми прозрачными лаками на различной основе, кроме водной.

Повысить светостойкость красок можно с помощью лака с повышенной светостойкостью или добавлением художественных красок на масляной или водной основе.


Отражающая  способность — способность окрашенной поверхности отражать световой поток естественного освещения. Такая характеристика присуща только краскам бытового назначения и не применяется для профессиональных красок. По отражающей способности лакокрасочные материалы подразделяются на краски:

- глянцевые — краски с сильным отражением светового потока;
- полу глянцевые — краски с умеренным отражением светового потока;
- полу матовые — краски со слабым отражением светового потока;
- матовые — краски почти не отражающие свет.

Такое свойство красок и лаков очень полезно знать и применять при покраске деталей мебели, дверных полотен, половых покрытий и различных элементов интерьера квартиры. Например, детали мебели с отделкой поверхностей не высокого качества, покрытые матовой краской или лаком приобретают вид изделий высокого качества, а
покраска половых покрытий матовыми ЛКМ активно скрывает, оседающую на поверхности, пыль.

О видах красок, их свойствах и характеристиках можно написать огромный труд, но мы, в дополнение к перечисленным, остановимся еще на одной, необходимой для покрасочных работ при отделке дома, характеристике - цифровом обозначении (маркировке) ЛКМ, которое поможет в выборе краски при планировании покраски с использованием некоторых ее свойств.

На каждой таре или упаковке с краской обязательно стоит ее буквенно-цифровая маркировка, в которой буквы отображают вид связующего материала краски, а следующие за ними цифры - область применения ЛКМ.


Первая цифра, следующая за заглавными буквами в маркировке ЛКМ означает: 
- 00 - шпаклевка;
- 0 - грунтовка;
- 1 - атмосферостойкая. Предназначена для наружных работ, но может применяться и для покраски внутри помещений;
- 2 - для внутренних работ. Ограниченно может применяться для наружной покраски, но для этого нужно знать конкретные условия эксплуатации покрасочного слоя;
- 3 - защитный, для покраски изделий с целью их консервации;
- 4 - водостойкие, с указанием диапазона температур;
- 5 - специальные, для покраски резины, кожи и пластмасс;
- 6 - масло-бензостойкие;
- 7 - химически стойкие, с указанием перечня химически вредных веществ;
- 8 - термостойкие, с указанием предельно-допустимых температур;
- 9 - электроизоляционные.

Запомнив только необходимые Вам цифры маркировки красок, Вы сможете со знанием дела приобрести (или искать) необходимые лакокрасочные материалы.

Теперь о таком важном параметре, как влажность окружающего воздуха. В описании большинства ЛКМ дается информация о времени высыхания покрасочного слоя в зависимости от температуры и влажности воздуха. Для обычной покраски эта информация мало кому интересна и большинству кажется понятной.

Но, для выполнения качественной покраски, о влиянии влажности нужно знать немного больше прежде всего потому, что этот параметр напрямую влияет на долговечность покрытия. Особенно обидно будет, если покраска не оправдала обещанных надежд при выполнении ответственных работ с большой затратой времени на подготовку изделия под покраску.

Кратко дело обстоит так: большинство материала, окружающего нас, впитывает влагу, находящуюся в воздухе. Тот материал (естественный или природный) который не обладает впитывающей способностью (металл, стекло), конденсирует влагу на своей поверхности. И, если с покраской последних дело обстоит проще - занес в теплое и сухое помещение или поместил на солнечном месте, просушил, подготовил поверхность и можно приступать к покраске, то с пористыми материалами (а их большинство в нашем окружении) вопрос стоит гораздо серьезнее.

Для примера возьмем, идеально просушенную, строганную доску и приготовим ее для покраски в сырую погоду или в сыром помещении. Сырой, это не значит под дождем - просто хмурая и прохладная погода. В это время доска начинает впитывать влагу в поверхностный слой, толщина которого зависит от времени нахождения доски во влажном воздухе.

Теперь мы делаем покраску доски - в результате получаем: сухой материал + прослойка влажного материала + слой краски. О результатах такой покраски можно даже не гадать - это не надолго. Если покраска производилась летом, то наша отделка некоторое врем продержится, а если покраску делали осенью, то плачевный результат можно будет увидеть уже на следующий год. Еще худший конечный результат мы получим при покраске таких материалов как ДВП или ДСП.

Что происходит при покраске материалов, не впитывающих влагу? Покраска в сырую погоду, например, стекла или металла, будет иметь еще более катастрофические результаты: материал + невидимая, но реально существующая, тончайшая пленка воды + слой краски.

Зная физику происходящего, можно найти несколько способов выполнения качественной покраски различных материалов:
- перед покраской следует обязательно выдержать материал в течение нескольких часов в благоприятных для покраски условиях, то есть в условиях пониженной влажности и повышенного тепла;

- производить покраску только в теплую и сухую погоду, в тени и хорошо вентилируемом месте, а покраску во влажную погоду или заведомо влажного материала производить "дышащими" красками, не образующими влагонепроницаемой пленки;

- после подготовки материала сделать грунтовку поверхности, которая исключит или кратно уменьшит впитывающую способность материала. То есть, сразу после подготовки поверхности наносим грунтовку. После этого можно немного "расслабиться и готовить другие предметы. ибо все подготовительные и покрасочные работы выполнять всроки устойчивых благоприятных условий - в теплых проветриваемых помещениях или на открытом воздухе при хорошей погоде.

Следует всегда помнить, что основным разрушителем покрасочного слоя является влага, которой активно помогают мороз и солнце.
Способы покраски различных поверхностей.
 
Способы покраски выбираются в зависимости от физических свойств материала, вида связующего материала ЛКМ, площади окрашиваемой поверхности, вида текстуры, требуемого качества отделки и имеющегося инструмента.

Сразу же сдедует сказать, что последние три условия взаимозависимы, поэтому, если есть желание получить изделие высокого качества, то придется постепенно приобретать различные инструменты (в первую очередь самые необходимые) и учиться ими пользоваться.

Чтобы Вы не пугались, сразу же добавлю, что большинство инструментов очень просты и недороги, а научиться пользоваться ими вопрос небольшого промежутка времени и чтения описаний различных способов создания текстур на страницах сайта.

Физические свойства материала могут предполагать:
- предварительную шпаклевку, грунтовку и многослойную покраску (пористые материалы, ДСП); - грунтовку и однослойную или многослойную покраску (металл, ДВП, материалы с бумажной отделкой);
- однослойную или многослойную покраску (дерево, керамика, стекло).

Вид связующего материала предполагает достаточно широкий диапазон применения, который зависит от среды и условий эксплуатации покрасочного слоя. В данном случае нужно разделить все ЛКМ на краски и лаки, которые кардинально отличаются по прочности наносимых слоев.

Краски имеют обратно пропорциональную зависимость прочности и толщины слоя - чем толще слой краски тем меньше прочность покраски.

Прочность нескольких тонких слоев, наносимых на предварительно просохший предыдущий слой, всегда будет намного выше одного толстого слоя - это  важное условие нужно помнить и при многослойной покраске поверхностей различными видами красок.
Лаки имеют прямо пропорциональную зависимость - чем больше слоев, тем прочнее поверхность отделки. Некоторые виды лаков не боятся толстых слоев покраски и даже покраски наливом (паркетные лаки).

Поэтому старайтесь выполнять покраску в 1-2 тонких красочных слоя. Для достижения требуемого качества окраски (уменьшения наложения слоев краски), при слабой укрывистости краски, делайте грунтовку основы того же цвета. При отделке деталей внутри помещений, по возможности, вместо красок применяйте для покраски подцвеченные или цветные лаки.

Я стараюсь не применять покраску, например, деталей мебели, половые покрытия обычными, готовыми к применению, красками. Окраска цветными лаками дает более глубокие цвета, не сравнимые с обычной покраской и более прочное и долговечное покрытие поверхностей.


Площадь окрашиваемой поверхности и требования качества отделки - понятия взаимозависимые, которые могут востребовать применения широкого диапазона инструментов - от тонкой колонковой кисти до широкого валика. Основным условием выбора нужного инструмента, в данном случае, будет требование качества отделки поверхности.
Например, при отделке полового покрытия (значительная площадь) рисунок основы может быть выполнен даже колонковой кистью, а последующее покрытие (покраска) лаком должна быть сделана меховым валиком или широкой флейцевой кистью.

Качественную покраску или лакирование деталей мебели, дверных полотен и других ответственных изделий относительно небольшого размера желательно выполнять только
краскопультом. Конечно, если мебель и двери предназначены для хозяйственных построек, то применение кисти или валика вполне оправдано. Для отделки поверхности очень высокого качества покраски, завершающие 2-6 слоев лака могут выполняться с помощью тампона.

Для того чтобы придать оттенок текстуре древесины, часто рекомендуют пользоваться морилками на различной основе. Применение морилки – достаточно сложный процесс и требует определенного опыта, но не это главное, а то, что она выцветает. Для крышек столов, а также для любых поверхностей, представляющих "лицо изделия", применение морилки крайне нежелательно.

Кроме того, морилки имеют относительно узкий набор цветов, что ограничивает возможности ее применения. Вместо использования морилок, советую, для придания необходимых оттенков не только древесине, но и любому другому покрытию применять цветные лаки, а текстуру основы своими руками создавать с помощью водных красок.

Приготовить цветные лаки легко - в мебельный НЦ, ПФ или паркетный лак добавляем масляную художественную краску в тюбиках, основу которых составляют природные пигменты, имеющие высокую светостойкость. Кроме того, применение цветных лаков сокращает время покраски и многократно увеличивается спектр возможных цветов и оттенков для отделки любых  поверхностей.

Добавлять краску нужно в малых объемах, слегка подцвечивая лак. Тон изделию придается за счет покрытия несколькими слоями лака. При этом, первый слой цветного лака, при покрытии древесины, должен быть очень жидкой консистенции. Это позволит лаку впитаться и проявить текстуру дерева.

Устойчивость к солнечному свету цветного лака достаточно высокая, особенно с применением красок красно-коричневого оттенка. Лаки, как и морилка, должны применяться для придания более темного оттенка поверхности. Нельзя их применять для осветления - получится что-то неестественное.

Не обязательно выполнять покраску изделий (любого назначения) красками, готовыми к употреблению. Создать декоративную текстуру для, практически любой, поверхности можно другими видами красок: гуашью, водными колерами,  водоэмульсионными или масляными художественными  и другими красками, которые имеются у Вас в данный момент. Наиболее дешевые из них - гуашь и водные колеры. Они же, для внутреннего оформления помещений, более просты в применении, поэтому поговорим о них.

Гуашь - краска грубого помола, разбавляемая водой, очень укрывистая, почти не выцветает под воздействием солнечных лучей (особенно красно-коричневые цвета, т.к. изготавливаются из различных природных материалов и глин различного цвета), что идеально подходит для покраски мебели, дверных полотен и блоков, отделки половых покрытий и различных деталей квартиры.

То же можно сказать и о колерах, но они более мелкого помола (менее укрывисты) и не всегда делаются из естественного материала, что ухудшает их светостойкость.

На фото 1 изображена крышка рабочего стола в кабинете, сделанная моими руками набрызгом гуашью и серебрянкой 10 лет назад. Вида не потеряла, хотя стоит на самом солнечном месте кабинета. Стоимость покрытия -  копейки, а выглядит... сколько рук его уже погладили и сколько рюмок чая за ним выпито. Такая покраска стола была выбрана в соответствии с оформление полового покрытия в том же кабинете.

Для новичков в покраске и отделке квартиры не лишним будет узнать, что в гуашь любого цвета добавляются белила (даже в черную), поэтому, при высыхании, она теряет контрастность и сочность цвета (белеет). Не берите в голову, после покрытия лаком, нарисованная Вами текстура, вновь проявится в еще лучшем качестве, а белесость полностью исчезнет.  При этом, текстура поверхности с годами не выцветет, а лишь потеряет первоначальную желтизну отлака. То есть, с годами окраска поверхности становится естественнее и красивее.

Гуашь не любит наложения толстым слоем, а нам как раз это и  надо. Слои, при создании текстур, всегда должны быть очень тонкими, главную роль здесь играют цвет основы и  свойства высокой укрывистости (непрозрачности) гуаши.

Офисная мебель своими руками

Всем желаю творческих успехов!

 
Обратная связь      
26.12.2009г.   curbala@yandex.ru   pochta@curbala.ru
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права.
Копирование на другие сайты в Интернете разрешается только по согласованию
с автором сайта и установке прямой активной ссылки на сайт правообладателя.

Счётчик тИЦ и PR
Яндекс.Метрика