Делай сам
сила V правде
Строительство Системы дома Ремонт Мебель Полезные советы Своими руками Видео открытки

Резьба по дереву своими руками

Практические советы и примеры подготовки материала для резьбы по дереву.
Резьба по дереву – древнейший вид искусства, научиться которому может каждый. Для этого нужно иметь желание и настойчивость, так как именно это ремесло наиболее точно соответствует народной мудрости: терпение и труд - все перетрут.

Полезные советы по резьбе по дереву на реально существующих примерах с приложением фотографий работ предназначен этот раздел сайта.  Учиться резьбе по дереву на опыте других и чужих ошибках - значить учиться быстро.

Материал статьи готовился на основе работ резьбы по дереву
Каурцева Владимира Николаевича.
дом. тел. 8-30130-47-291   
сот. +7-924-399-56-57


Каурцев Владимир Николаевич (фото 1) – профессиональный резчик по дереву, член Союза художников России, трудоголик, умелец и самородок российский, заядлый охотник, любитель выйти в море Байкал на своем паруснике с резервным двигателем, который он сделал своими руками.

Человек он простой и, в то же время, очень необычный со своим видением окружающего нас мира. Посмотрите на его дом, который он построил своими руками в то время, как все дома в ближайшей округе были построены из бруса по однотипным проектам.

Резьба по дереву для Владимира Николаевича была и остается любимым хобби и работой, которая доставляет удовольствие ему и окружающим. Счастливый человек – работа и хобби для него имеют одинаковое значение!
Он опробовал все виды резьбы по дереву, выражая свои необычные мысли через скульптуры, панно, внешнюю и внутреннюю отделку зданий различной резьбой по дереву, в которых всегда чувствовалась необычайная наблюдательность (фото 2), любовь к людям, окружающей природе и морю – великому и могучему Байкалу.

К сожалению, фотографии многих результатов его труда утеряны, а сами работы разлетелись по стране вместе с их новыми владельцами. Тем не менее, любителям резьбы по дереву осталось, что показать из прошлых работ и современных творений автора с необходимыми пояснениями вопросов, которые могут появиться у резчиков по дереву или желающих заняться резьбой.
Пример подбора и использования заготовок для резьбы по дереву.
Начну обозрение подготовки материала для резьбы по дереву с панно.  Для подготовки щита будущего панно понадобятся навыки в столярном деле - надежное склеивание рабочего щита из брусков и реек требует особого отношения, некоторых знаний и умения.

Перед изготовлением эскиза необходимо учитывать наличие материала - количество, ширина, толщина, длина досок и их качество. Ограниченный выбор материала может повлиять не только на время выполнения работ, но и на их качество.

Следовательно, для выполнения плоскорельефной резьбы по дереву необходимо иметь запас хорошо просушенного
материала в виде досок различной толщины и ширины. Доска должна быть сложена штабелем на хорошо проветриваемом участке под навесом, не пропускающим воду и прямые солнечные лучи (рисунок 1).

Нижней основой должны лежать обрезки бруса для создания зазора между земной поверхностью и нижней доской. Нижняя доска всегда является черновой и для резьбы по дереву не используется.

Далее, через бруски-прокладки равной толщины, уложенные с интервалом не более 1 метра, складируются доски в каждом ряду одинаковой толщины. Завершает штабель относительно небольшой груз, не препятствующий естественной деформации досок.

Доски, изведенные после сушки, будет видно при отборе для выполнения резьбы. Очень удобным местом для сушки материала является чердачное помещение дома, гаража или хозяйственной постройки.
Схема устройства стеллажа при сушке пиломатериала.

Доски, как правило, подбираются толщиной 40-50мм, с наименьшим количеством сучков, без явных дефектов и синевы. Ширина досок должна быть различной -  обрезная и не обрезная. Не обрезную доску подбирайте как можно шире (качество выполнения резьбы из сплошной, хорошо подготовленной доски, всегда выше, чем из клееных щитов. На фото "Глухари" - небольшой сюжет резьбы по дереву, выполненный из цельной доски.

Перед укладкой не обрезной доски в штабель, желательно ее окромить - острым топориком срезать всю кору. Это предохранит материал от повреждения вредителями во время сушки. Теперь остается подождать готовности материала для выполнения резьбы по дереву. Обычно время сушки досок, из которых может выполняться качественная резьба по дереву, составляет 2-3 года.
Но, процесс сушки пиломатериала не должен происходить сам по себе -  необходимо периодически прекладывать доски в стеллаже. Обычно это делается в процессе выбора необходимого материала для выполнения очередной работы.

Если штабель расположен на чердаке, то его располагают у одной стены. Затем, при выборе материала, доски стеллажа перекладываются к другой стене. При этом, доски переворачивают - верх доски становится ее низом, а место соприкосновения с прокладками должно смещаться. В это же время происходит добавление нового материала, на котором мелом или специальным карандашом делается отметка о времени закладки материала.

Вернемся снова к эскизу при наличии достаточного выбора рабочего материала. При изготовлении эскиза для резьбы по дереву, желательно расчитывать, в первую очередь, на возможность выбора цельной доски, шириной не более 50см.

Если при хорошем исходном материале ширина заготовки для выполнения резьбы по дереву требуется большего размера, то можно использовать широкую не обрезную доску, склеив щит заготовки из двух половинок.

При этом, необходимо учитывать возможную нагрузку на панно и условия его использования. Если панно будет находиться в условиях резкой смены температуры и влажности, то такой способ соединения деталей использовать не желательно.

В этом случае можно использовать метод набора щита заготовки из склеенных брусков - чем жестче условия эксплуатации по температуре и влажности, тем меньшей ширины должны быть склеиваемые бруски. Наиболее часто применимы размеры брусков по ширине в диапазоне от 40 до 120 миллиметров.

Для выполнения скульптурной резьбы материал готовится двумя способами:
- подбор конфигурации дерева в соответствии с идеей или эскизом с учетом размеров композиции или образа резьбы (фото 3);
- создание образа или композиции резьбы по дереву на основе случайно найденного варианта конфигурации части дерева (фото 4).
Примеры заготовки  и сушки материала для резьбы по дереву.

При таком подходе к подбору исходного материала для резьбы по дереву, темы для будущих работ часто возникают сами собой. Посмотрите несколько примеров  подбора рабочего материала (фото 3) Владимиром Каурцевым и обратите внимание на Ваши мысли при просмотре - явно для некоторых творений природы Вы мгновенно придумали собственный вариант резьбы.

Увлеченные люди в лесу могут найти великое множество заготовок для резьбы, мимо которых обычный человек пройдет не заметив ничего особенного. И часто бывает так, что, увидев в лесу замысловатую корягу под удачным углом зрения, любой человек сразу заметит схожесть творения природы с живым миром (фото 4).

Для резчика по дереву для "оживления" таких природных "полуфабрикатов" могут потребоваться лишь несколько десятков минут и острый топорик.
Примеры "полуфабрикатов" древесного материала для резьбы по дереву.

Способы сборки щитов-панно для резьбы по дереву:
- доски или бруски желательно располагать так, чтобы не было их разрыва по длине панно, независимо от его пропорций. Это позволяет увеличить прочность готового изделия и скрыть дефекты, при их возможном появлении в процессе неправильного хранения.

Пример подобного склеивания в панно - Глухари на ветках (фото 5). Возраст панно более 15 лет. Если бы бруски располагались поперек панно, то нижние доски оказались бы разделенными фигурными вырезами и прочность всего изделия была бы под большим вопросом, а дефекты были бы более заметны.
Панно, резьба по дереву - "Глухари на ветках".

Но, это не догма. Расположение склеиваемых досок или брусков в большой мере зависит от общего замысла изображения, стремления отобразить движение, а также направления штрихов резьбы по дереву (фото 6, панно Баба Яга);

- склеивание брусков выполняется на ровной поверхности, размер которой, по возможности, должен быть больше размера щита заготовки. Бруски подбираются с учетом эскиза будущей резьбы по дереву. При этом, лицевая сторона брусков должна быть обращена вниз, к ровной площадке. Для щита-заготовки будущего панно важна относительная ровность лицевой поверхности;
Панно, резьба по дереву - "Баба Яга в ступе".

- набранные и склеенные щиты обязательно строгаются с лицевой стороны. Качество строгания лицевой стороны щита зависит от размеров чистых площадей без резьбы на будущем панно;

- перед склеиванием брусков обязательна точная подгонка их граней. Это самая важная часть работы по подготовке заготовки для резьбы. Ни в коем случае не надейтесь на исправление этого дефекта с помощью струбцин при стягивании брусков щита. Этот дефект в работе, который обязательно проявится - вопрос  времени;

- применяйте только проверенные столярные клеи (костный столярный, клей эпоксидный для дерева, клей "Столяр" на основе ПВА и другие, предназначенные для склеивания дерева). Ни в коем случае нельзя применять клей казеиновый, т.к. он  вступает в химическую реакцию с древесиной и может испортить все труды резчика по дереву;

- используйте различные методы соединения
брусков в щите заготовки для резьбы, в зависимости от назначения, условий хранения или эксплуатации готового изделия.

Сплочение брусков на клею с помощью струбцин применяется для небольших по размеру работ или изделий, которые предполагают хранение не в экстремальных условиях. Назначение струбцин - плотное удержание заготовки в собранном состоянии, а не плотное сжатие. Деформация древесины при сжатии, обязательно отрицательно проявит себя в будущем.

Бруски в щите могут быть прямоугольного вида на срезе - для самых простых заготовок, прямоугольного с выбранной четвертью - для более ответственных работ (рисунок 2).
Способы соединения деревянных брусков в щитах панно для резьбы.

Соединение брусков
с помощью саморезов и клея. Соседние бруски притягиваются друг к другу саморезами. Это стягивание наиболее щадящее, потому что происходит плотное соединение брусков без их деформации.

Надежность и прочность соединения гарантируется даже для деталей, постоянно воспринимающих определенные нагрузки (например, крышка стола). Крайний брусок, в котором видны шляпки саморезов, обязательно закрывается бруском-заглушкой на клею.

В особо ответственных случаях может понадобиться соединение брусков с помощью сквозного прута с резьбой на обоих концах, который проходит в местах отсутствия (согласно эскиза) глубокой или прорезной резьбы. Прочность соединения брусков прутом очень высокая, но требует аккуратности при сверлении отверстий.  Бруски-заглушки применяются с двух сторон для закрытия концов прутков и гаек.
Примеры резьбы по дереву - резные двери.

Выбор и тонирование древесины.
Уже в самом начале создания эскиза для будущей работы резчик по дереву принимает решение о выборе породы древесины, которая без применения красителей могла бы максимально подчеркнуть идею творения. Разнообразная текстура дерева, его плотность и цвет позволяют изготовить прекрасное изделие, которое требует лишь применения защитных средств в виде тонкого бесцветного лакового покрытия.

Применение варианта резьбы с сохранением естественного цвета дерева используется для сохранения природного естества изделия (фото 8). Чистота березы и тонкий слой лака не требуют дополнительного применения красящих или отбеливающих средств.
Примеры резьбы из березы. Резьба без окраски дерева.

Использование природной красоты древесины не всегда возможно в силу различных причин. Некоторые работы даже при наличии необходимой породы дерева и размера заготовки для достижения задуманной цели или создания необходимого эффекта требуют дополнительного тонирования или окраски. В этом случае, резчику по дереву необходимы дополнительные знания правил обработки древесины.

Я знаком с несколькими резчиками по дереву и хорошими мастерами, которые используют для защиты изделий олифу (в редком случае - лак), а для тонирования изделия - морилку. Оказалось, что применение такого узкого набора отделочных материалов идет не от высокого уровня мастерства, а от силы привычки и недостаточных знаний.

Между тем, готовые изделия резчика, независимо от вида резьбы, могут кардинально изменить свой вид и воздействие на зрителя (пользователя), если для их отделки применить тонирование или окраску. Придать необходимый вид своему творению можно с помощью красителей или красящих пигментов.

Красители - это, как правило, растворимые органические вещества природного происхождения. Качественные красители должны легко растворяться в воде, спирте и других органических растворителях. Обладать высокой светостойкостью, активностью, прозрачностью, дисперстностью - красящей способностью на относительно большую глубину древесины. После высыхания, как правило, окраска не должна осыпаться.

Ярким примером красителей, выпускаемых промышленностью, являются анилиновые красители для тканей. В домашних условиях каждый из нас пользовался природными красителями, готовясь к пасхе. Для окраски изделий из дерева можно использовать отвары из плодов, листьев и цветков различных растений. Например, отвар луковой шелухи, кожуры грецких орехов, кофе или чая являются прекрасными, экологически чистыми красителями.

В последнее время в продаже стали появляться синтетические красители - органические вещества, сложные по своему составу, получаемые из каменноугольной смолы. Например, кислотные красители прекрасно растворяются в воде и предназначены для покраски изделий из дерева в мебельном производстве.

Синтетические красители глубоко проникают в структуру дерева, имеют очень яркие и чистые цвета, но по светостойкости уступают красителям природного происхождения и имеют ограниченный спектр цветов, в основном коричневых оттенков.

Одним из самых доступных и достаточно красивых по цвету красителей может быть обычная марганцовка, которая у каждого есть в доме. Особенность ее применения - с каждым нанесенным слоем изменяется тональность окраски изделия. Каждый последующий слой наносится после высыхания предыдущего.

При этом, цвет изделия становится темнее и сочнее с имитацией цвета мебели красного дерева. Эффект многократного покрытия можно применять для придания изделию различных оттенков при сохранении основного цвета, что очень сложно достичь применением других красителей. Но марганцовка не является красителем в чистом виде. Она относится к еще одному виду изменения цвета древесины - протрава.

Протравы - неорганические соли различных металлов, вступающие в химическую реакцию с дубильными веществами древесины, в результате которой происходит изменение цвета древесины. Полученные оттенки довольно светостойки, а вид окраски отличается оригинальностью.

Но, пользование протравами требует некоторого опыта и дополнительных знаний. Например, алюмо-калиевые квасцы, марганцовые и медные соли дают окраску коричневых оттенков, а соли железа (хлорное и сернокислое) синеватые и черные оттенки. Для определения особенностей протрав при окраске изделий резьбы по дереву требует проведения экспериментов и проб.

Покрытие протравленных мест лаком усиливает сочность цвета с сохранением текстуры древесины. Ограниченный спектр цветов, получаемых при использовании протрав ни в коем случае не умаляет их достоинств. Особенностью работы с протравами является их разная  реакция на различные породы древесины, которая объясняется количеством дубильных веществ, находящихся в конкретном материале.
Резные изделия из дерева с окраской.

Красящие пигменты - это вещества, разбавляемые водой, различными разбавителями или растворителями. Красящие пигменты являются не растворимыми веществами, которые просто разбавляются в жидкостях. Для более качественной покраски требуют дополнительного измельчения или размешивания в процессе работы.

Пигменты прокрашивают древесину на небольшую глубину и имеют с ней слабое сцепление. Требуют обязательного закрепления лаками, олифой и другими связующими веществами или предварительной грунтовки для увеличения адгезии краски с поверхностью изделия.


Несмотря на то, что пигменты закрывают естественную текстуру древесины, покраска изделий иногда просто необходима. Например, для придания древесине вида золоченого или посеребренного вида. А использование прозрачных или полупрозрачных красок на водной основе - акварели, позволяет расширить ассортимент цветового оформления до бесконечности с сохранением видимости текстуры дерева. Такой способ покраски имеет один недостаток - сложность работы с предметами больших размеров.
Примеры окраски резных статуэток из дерева.

Цветные лаки.
Окраска цветными лаками позволяет сделать деревянное резное изделие по настоящему необычным с сохранением и даже усилением контраста текстуры дерева. Лаки имеют большой спектр цветов с различной основой - смоляные, алкидные, спиртовые, нитроцеллюлозные, эпоксидные, полиуретановые, акриловые.
Примеры различной окраски резьбы по дереву.

Каждый вид лака имет свое назначение и свойства. Остается лишь подобрать соответствующий вид лака и обработать поверхность резного изделия. Важными остаются два непременных условия:

- перед применением лака следует проверить соответствие его качества заявленному производителем. Проверка делается для тех условий, которые указаны на лейбле упаковки;
- немного потренироваться в работе с лаком на древесине той породы, из которой сделано резное изделие.

Цветной лак высокой светостойкости можно сделать своими руками. Для этого в алкидный, масляный, эпоксидный или нитроцеллюлозный бесцветный лак добавляется масляная художественная краска требуемого цвета. Таким образом можно сделать лак как для внутренних, так и для наружных работ.

Сочетание различных способов и материалов при покраске изделий с резьбой по дереву дает неповторимые эффекты и расширяет возможности придания цвета готовым изделиям.

Скульптурная резьба по дереву от Каурцева В. Н.
Фотографии резьбы по дереву в различной технике от Каурцева В. Н.

Шаблоны для резьбы

Творческих успехов!
 
Обратная связь:   curbala@yandex.ru
Яндекс.Метрика